Б ш окуджава

Романтическое мироощущение, реализующее потребность в высшей, истинной, жизни, с наибольшей полнотой выразилось в лирических и философских произведениях Б. Окуджавы. В пору безвременья с его узаконенной подлостью, цинизмом, душевной опустошённостью Б Ш Окуджава дал в своём творчестве идеал нравственно-прекрасной личности, определяющие качества которой – нонконформизм, одухотворённость, благородство, способность к возвышенным чувствам и переживаниям.

.

.

Её «прототипом» в немалой степени был сам поэт – живая легенда нашего времени, один из создателей бесцензурной авторской песни, служившей противоядием от дурмана официальной пропаганды, мещанско-обывательской морали, пошлости. И если в наши дни социальная роль авторской песни снизилась, это не значит, что она исчерпала себя как культурно-исторический феномен, а свидетельствует об обретении  ею своей «ниши» в системе культуры наряду с другими ранее запретными видами свободной человеческой деятельности: политикой, религией, рок-музыкой и т.д. Созданный Б. Окуджавой  жанр привился в нашем искусстве, стал таким же полноправным, как и всякий  другой, и это главное.

Не изменяя своим творческим пристрастиям, своему нравственному чувству  в годы застоя, и сегодня Б Ш Окуджава верен себе: в период тотального крушения веры, разочарования в идеалах он пишет о духовных, этических и эстетических ценностях, без которых жизнь бессмысленна, а человек мёртв. В облике лирического героя поэта мы узнаем всё те же благородные черты Дон Кихота духа, сквозь войну, горькое прозрение, «диссидентство» пронесшего неутолённую жажду добра, любви, красоты – иной, идеальной, жизни. Он подводит итоги пережитого, размышляет о судьбе страны и своего поколения, новом времени, важнейших нравственно-этических категориях, смысле бытия. Грустно-светлая мелодия стиха звучит то как элегический романс, то как лирическая песня, музыка которых «договаривает» не высказанное словами. Музыкальный ритм подчиняет себе стихотворный, гармонизируя поэтическую речь с её явственно выраженной разговорной интонацией – по-особому мягкой, ненавязчивой, деликатной. Целомудренное отношение художника к слову ведёт к приглушенности пафоса, смешанному употреблению как стилистически высокоокрашенной, так и повседневно-бытовой лексики. Поэтический мир Б. Окуджавы на равных включает в себя реальные приметы действительности, автобиографические детали и аллегорические,  условно-фантастические, символические образы и картины. Они образуют единую романтическую систему, отражающую жизнь духа поэта.

.

Б ш окуджава творчество

.

Чувствуя, что его дни на земле близки к концу, Б Ш Окуджава стремится поделиться с соотечественниками накопленным душевным опытом, завещает людям дар добра и любви – вечных, не устаревающих насущно необходимых нравственных ценностей. Поэт убеждён в том, что чёрствый, холодный, жестокий человек обкрадывает прежде всего самого себя, обедняет собственную душу. Он лишает себя радости полноценного существования, счастья дружбы, любви, множит в мире страдания, печаль, пожинает отчуждение, пустоту. Дефицит добрых чувств – результат многолетней антигуманной социальной практики, – может быть, самый страшный изо всех дефицитов, с которыми столкнулось наше общество. Б Ш Окуджава хорошо различает его корни: отказ от культурных и нравственных накоплений мировой цивилизации, пусть всеобъемлющего насилия и разрушения.

У Б. Окуджавы есть свой критерий оценки истории, её различных эпох: культурно-гуманитарный уровень состояния общества. Это та составляющая исторического процесса, которая отражает истинный – духовно-нравственный – прогресс человечества и так или иначе вбирается в себя каждой новой общественно-экономической формацией. Утраченная поэзия старины побуждает по ней тосковать. Б Ш Окуджава никогда не мог примириться с тем, что стали анахронизмом духовный аристократизм, рыцарство, культ Прекрасной Дамы, не уставал поэтизировать их в своих произведениях («Ночной разговор», «Ещё один романс», «Песня из к\ф ,,Жизнь и смерть Фердинанда Люса,, и др.). Да и сам жанр авторской песни, разрабатываемый Б. Окуджавой, восходит к традиции бардов средневековья. Точно такая же идея благородного служения отечеству во многом была воспринята писателем в духе декабристской традиции с её передовыми гражданскими устремлениями, нравственной высотой («Лунин в Забайкалье», «Песня кавалергарда» из к\ф ,,Звезда пленительного счастья,, , «Я пишу исторический роман» и др.). В стихотворении «Восемнадцатый век из античности» Б. Ш. Окуджава показывает, что варваризация культуры, связанная с выходом на историческую арену наименее образованных слоёв общества, усугубилась в нашей стране нравственным одичанием людей, отринувших идеалы христианской любви и милосердия, возведших в культ ненависть и насилие. Ориентация на нравы охлократии увеличивала разрыв с общечеловеческим культурно-гуманистическим достоянием. 

В стихотворении явственно различимы две части: первая – поэтизирующая золотой запас веков, нормы возвышенных человеческих отношений, вторая – раскрывающая последствия попрания культуры и гуманизма. Они контрастны не только по содержанию, но и по ритму, интонации, звучанию, характеру лексики и образности. Первая часть звучит музыкально-гармонически, изобилует переливающимися аллитерациями на «л», создающим эффект мягкости, певучести, благозвучия. Что-то лёгкое, плавное, «романсное» чувствуется в ритме, некоторая сентиментальность – в интонации (хотя от мягкого юмора не отказывается автор):

.

Восемнадцатый век из античности

В назиданье нам, грешным, извлёк

Культ любви, обаяние личности,

Наслаждения сладкий урок.

И различные высокопарности,

Щегольства безупречный парад…

Не ослабнуть бы от благодарности

Перед ликом скуластых наяд!

.

(Окуджава Б. ,,Восемнадцатый век из античности,, 1989)

.

Окуджава творчество

.

Стилистически высокоокрашенная лексика, «облагораживающая» образность – всё это вводит нас в особый, условный мир прекрасных духовно-нравственных ценностей, выработанных в прежние века и сведённых воедино. Среди них – идеальная любовь, уважение к личности, вежливость, предупредительность, галантность, безупречный вкус, способность к наслаждению красотой, творческая фантазия, мастерство … Этот мир немного похож на музей – собранные здесь сокровища слишком редко встречаются в нашей жизни, а то и не встречаются вовсе. Вторая часть произведения воссоздаёт реальность, отброшенную нравственно-гуманистические и культурные накопления прошлых веков. Меняется интонация стихотворения – в ней сквозят сожаление, горечь; ритм приобретает унылость; шипящие «ш», «ч», глухая «с» как бы стремятся вытеснить звучную сонорную «л» в используемых автором внутристиховых звуков повторных, чередуясь с «раздражающей» аллитерацией «бр». Преобладают глаголы, деепричастия, прилагательные с отрицательным значением («кануло», «сгинуло», «проклиная», «досадуя», «брезгуя», «несчастливую», «бесполезным»). Возникает ощущение дисгармонии, усиливающее впечатление смуты, ожесточения, вражды. Моральное состояние гуманной личности в условиях резкого обесценивания человеческой жизни, погрома культуры, падения нравов воссоздаёт сравнение с ударом по горлу ребром ладони.

Не выдерживая уравновешенно-объективированного тона, автор обрывает стихотворение горестным вопросом-упрёком, который звучит, как призыв опомниться:

.

Палаши, извлечённые наголо,

И без устали – свой своего…

А глаза милосердного ангела?

А напрасные крики его?

.

Средствами аллегории поэт раскрывает безумие пути в никуда. Но в отличие от тех, кто пророчит обескровевшему обществу гибель, Б. Ш. Окуджава надеется, что трагический опыт заставит людей образумиться. Он мечтает о возрождении родины, мучительно избавляющейся от ига тоталитаризма, ищущей пути к новой жизни.

.

Булат окуджава

.

«Огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля» рождает и ликование, и опасения, так как не вполне ясно, куда причалит корабль. Голосом Б. Окуджавы говорит надежда, наряду со скепсисом и тревогой живущая в сердцах современников:

.

На Сретенке ночной надежды голос слышен.

Он ослаб и одинок, но сладок и возвышен.

Уже в который раз он разрывает тьму…

И хочется верить ему.

.

(Окуджава Б. ,,На Сретенке ночной надежды голос слышен,, 1988)

.

Образ надежды персонифицируется, но рисуется неотчётливо, как бы расплывающимся в туманной дымке, и лишь знакомый голос указывает на присутствие на улицах ночной Москвы прекрасного крылатого существа (такой показана надежда в стихотворении Б. Окуджавы «Цирк»). Там самым поэт даёт представление о хрупкости того нового, что входит сегодня в нашу жизнь и что так легко сломать, уничтожить. Отсюда и двойной прогноз будущего: «расцвет» и «тьма» равновозможны. Но этот прогноз не окончательный. Стихотворение «В земные страсти вовлечённый» (1989) вносит в него «поправки», в основе которых – не ограниченная конкретным историческим периодом временная перспектива. В произведении появляются символические образы чёрного и белого ангелов, предсказывающих будущее. Чёрный выступает как глашатай «чёрной», скорбной вести, белый олицетворяет надежду на лучшее:

.

В земные страсти вовлечённый,

Я знаю, что из тьмы на свет

Однажды выйдет ангел чёрный

И крикнет, что спасенья нет.

Но простодушный и несмелый,

Прекрасный, как благая весть,

Идущий следом ангел белый

Прошепчет, что надежда есть.

.

«Чёрная» весть у Б. Окуджавы предшествует «белой». Иначе говоря, поэт не рассчитывает на то, что процесс возрождения и созидания гуманного, процветающего общества будет происходить легко и безболезненно. Он знает, что грядут трудные времена, когда в душах людей может возобладать отчаяние, – ведь многое приходится начинать с нуля, не исключены и рецидивы реакционных установлений. Однако веря в то, что усилия по преобразованию жизни окажутся не напрасными и в конце концов дадут свои плоды, не покидает Б. Окуджаву. Его стихотворение можно назвать антиапокалипсисом. Последнее слово в нём остаётся за ангелом надежды и спасения. Таков истинный гуманизм, отвергающий обречённость, безысходность, тупик. Не случайно Е. Евтушенко применил слова «надежды маленький окрестик» к творчеству самого Б. Окуджавы. Он несёт «благую весть» о неумирающей жажде добра и красоты, умиротворяет сердца, смягчает нравы, облагораживает души. Встающая за произведением поэта человеческая личность даёт зримое представление о подлинной интеллигентности, сочетающей в себе аристократическое и демократическое начала одновременно. Вот почему Б. Ш. Окуджава для многих – больше, чем талантливый художник: высочайший нравственный авторитет, учитель жизни, воспитатель добрых чувств, а его произведения – «живая этика». Романтическое, идеально-возвышенное оказывается не в меньшей мере необходимым людям, чем острый критический пафос, ирония, сарказм. Полноценная духовная жизнь включает в себя всю гамму человеческих переживаний, и в этом отношении современная поэзия, рассмотренная в совокупности её высших достижений, достаточно интересна и разнообразна.   

.

.

.

ЗАКАЗ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

.

.

Visits: 27

От admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Please disable your adblocker or whitelist this site!

Our advertising blocks are unobtrusive and will not interfere with viewing the text.

.

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или занесите этот сайт в белый список!

Наши рекламные блоки ненавязчивые и не помешают просмотру текста.

Не копируйте текст!