Обычно, отправляя ребёнка в школу, мало кто из родителей задумывается — не обижают ли его там? Мамочка с папой больше думает о репутации школы, о том, какие знания получает ребёнок, высокой ли квалификации преподаватели … НО, маленький человечек, не только знания в школе получает, но и опыт общения со сверстниками! Увы, но статистика гласит неутешительно: лишь половина ребят ладят с одноклассниками. Речь пойдёт про детский буллинг в школе…
.
.
.
Буллинг: Преследования бывают разные.
Проблемы со сверстником у ребёнка могут начинать возникать уже в садике, плавно переходя в начальные классы. Вот только, как таковой сплочённости, в этом возрасте, у детей ещё не наблюдается. Именно поэтому, попыткой кого-то обижать систематически — не бывает. И только к третьему классу, у ребят появляется общественное мнение, с которым, хотел бы ребёнок или нет, а считаться надо. Уже к 11 годам, ребёнок чётко понимает, как надо себя вести в конкретном детском коллективе и это понимание становится устойчивым. И в этом возрасте, каждый школьник стремится завоевать своё место в классе, стать авторитетом для одноклассников и, пусть даже и силой, а «вырвать» у каждого уважение к себе. Появляется атмосфера, самого настоящего соперничества, что и провоцирует к травле одного или нескольких ребятишек, не подходящих «под формат». Психологически, такое явление, нарекается — буллинг. Что переводится как, запугивание и травля.
В основном, травление выражается в обидных прозвищах и оскорблении, угрозы и избиении, бойкота и порчи имущества. А свободный доступ детей к интернету, способствовал возникновению такой разновидности буллинга, как — кибербуллинг, то есть — систематическое гнобление. Не только в школе ребёнка травят, но он получает унижения и оскорбления ещё и онлайн. Хулиганы часто отправляют ему обидные смс и сообщения на электронную почту. Такая интернет-атака сильно воздействует на школьника психологически. Ребёнок не знает, кто именно ему угрожает, поэтому начинает бояться своего ближнего окружения, в каждом видя — преследователя. А это, только усиливает его ощущение слабости и незащищённости.
Детский буллинг в школе: Современное время.
Модным витком в современном мире стало — выложить видео гнобления одноклассника. Ребята выкладывают видео, заснятое на телефон, в социальную сеть, передают друг другу через электронную почту, показывают на бесплатных видеохостингах … Шокирующая реальность, показывающая «крутость» ребёнка … Подавляя изгоя, они получают небольшую часть самоутверждения, чтобы все знали, на что они способны. К тому же, преследователи, как бы ужасно это не звучало, получают удовлетворение он унижения жертвы и демонстрации этого «на весь мир». Это ощущение безнаказанности, оно сластит и «вдохновляет» на новые, более изощрённые пытки. Порой, даже сами зачинщики не догадываются, да и не задумываются, о последствиях…
Специалисты утверждают, что преследование — это субкультура мальчишек, именно ребята в возрасте от 13 до 19 лет, в 3 — 4 раза чаще травят сверстников. Намного реже буллинг встречается среди девочек, или же, чтобы девочки гнобили мальчика или, наоборот, мальчик донимал одноклассницу. НО, буквально в последнее десятилетие поколение резко изменилось, и чаще активным и жестоким агрессором является именно девочка. Как полагают социологи, такое могло произойти только по причине ослабления ролевого различия в поведении женщины с мужчиной.
.
.
Школьный буллинг: Роли распределяются так …
В «театре» травления участие принимают несколько действующих лиц: зачинщик «игры», его пажи — преследователи, сама жертва и тихие, безмолвные наблюдатели. Итак, инициатором «спектакля», как правило, являются либо два друга-соучастника, либо один — в классе он самый шумный. Сначала над жертвой просто смеются и дразнят, демонстративно показывают всем, что этого человека просто не замечают, он – «пустое место», задирают и называют обидными словами. Цели зачинщика в это время — самоутвердиться, стать в классе заметнее. Крайне редко — месть.
Порой зачинщиком столь жуткой «игры», является ребёнок, претендующий на место лидера, он хочет быть в центре внимания. В основном это парни, в возрасте от 12 до 17 лет, и чаще всего — из благополучной семьи и обеспеченной!
Преследователи — это те, кто подчиняется зачинщику из страха стать самим жертвой. Они издеваются над изгоем и делают всё то, что должно понравиться их «командиру». А если зачинщик их похвалит, то это наивысшее благо и в этот миг у таких ребят просыпается «стадное чувство». Преследователь труслив, им легко манипулировать, он эгоистичен, неуверенный и безответственный ребёнок.
Наблюдатели — эти дети в травле не участвуют, но и не защищают жертву по причине … страха. Но оттого, что они молчат и бездействуют, только поощряют буллинг.
Защитник — крайне редкое явление! Есть такие ребятишки, которые не могут спокойно смотреть на издевательства. Если получится спасти жертву, то в классе наступает тишь да благодать, но это в том случае, если у защитника есть авторитет и он смог вступиться за жертву, не смотря на количество противников. К примеру, такой ребёнок занимается карате или он выше и сильнее зачинщика. НО, чаще бывает так, что у защитника ничего не получилось и в этом случае, он становится жертвой. Бывает и третий случай — защитник, чтобы не быть жертвой, начинает сам издеваться над изгоем …
.
.
Детский буллинг в школе: Кто бывает изгоем?
- Ребёнок слабый физически, тревожный и стеснительный, робкий и одинокий.
- С физическими недостатками, отражающимися на внешности или болеющие такими болезнями, которые проявляют себя «постыдными» последствиями. К примеру, энурез.
- Те, кто плохо учится; пропускает уроки.
- Сильно опекаемые родителями или бабушкой с дедушкой.
- С завышенной самооценкой, или, наоборот, ребёнок закомплексованный.
- Те, кто отказался соблюдать иерархию и правила в классе.
- Одарённые дети.
Кто из детей склонен к насилию?
- Гиперактивные ребята.
- Любящие рисковать.
- Импульсивные.
- Те, за кем родители не следят.
- С рассеянным вниманием.
- С низкой успеваемостью.
А предпосылки для такого поведения «делают» сами родители: физическое наказание и насилие в семье, семья с низким уровнем социального и экономического статуса.
Детский буллинг в школе: Можно ли ситуацию исправить?
Не всегда школьник придёт жаловаться маме с папой о том, что происходит в школе. И причиной тому является — недоверие. Он думает, что родители его проблемы будут высмеивать или же, разыграют такую бурную деятельность, что учиться станет ещё хуже, как на врага будут смотреть на него не только одноклассники, но и учителя. Или же, родители сделаю вид, что ничего страшного в травле не видят, мол сам виноват, не умеешь дружить с ребятишками. Есть родители, которые вообще никогда не вмешиваются в ситуацию, а чтобы хоть что-то сделать для своего чада — дают советы, мол, не обращай внимания и не отвечай обидчикам, вскоре им надоест такая «игра».
НО, психологи считают, что жертва с агрессорами сама не в силах справиться с ними! А уж тем более, своим молчанием, исправить их поведение! Единственный выход — вмешательство взрослых. Родителей, как жертвы, так и агрессоров со своими «пажами», преподавателей, детского психолога и социального педагога, а так же сами дети.
.
.
В высокоразвитых странах, такой проблемой, как буллинг, давно занимаются учёные, психологи, врачи и власти. Создаются сотни и тысячи бесплатных сайтов, в помощь детям-изгоям. Есть специальные фонды, помогающие таким деткам. Психологи проводят консультации и разрабатывают всевозможные специальные программы профилактики детского преследования.
Буллинг школьников: Четыре профилактических принципа:
- В классе, где замечены признаки буллинга, надо создать тёплую, чуть ли не домашнюю, обстановку, вовлекая взрослых и делая уроки интересными.
- Неприемлемое поведение надо строго ограничивать.
- Если кто-то правила нарушил, то его надо наказывать санкциями, но не физическими.
- Авторитетом должны быть только взрослые люди.
В Америке и в Канаде, где проблема буллинга уже остро раскрыта, преследователей просто исключают из школы!
Травля одноклассников: В нашей стране …
Увы, затравленными детьми никто не занимается! Именно поэтому, помочь школьнику могут только его родители. И помогать должны настойчиво, но так, чтобы не сделать ситуацию хуже.
.
.
- Первое: о травле должен знать психолог.
- Второе: психолог должен поговорить с классным руководителем, быть может, проблема настолько ярко выражена, что единственный выход из положения — перевод в другую школу.
- Третье: следует знать, что чем дольше происходила травля, тем сложнее будет ребёнку социально адаптироваться в жизни.
- Четвёртое: взрослые должны оценить ситуацию, понять причину и выявить истинного зачинщика.
- Пятое: психологически оценить климат в классе.
- Шестое: разработка плана пресечения гнобления жертвы, вовлекая в план преподавателей; без провоцирования, без дисциплинарных наказаний, не оставлять класс без присмотра и чаще заходить в гардеробные и раздевалки — как правило, это излюбленное место агрессоров.
.
.
- Седьмое: обязательная работа с родителями инициаторов; надо обсудить проблему воспитания их чада, а так же разработать стратегию их перевоспитания.
- Восьмое: тренинги, игры, беседы, совместные походы … всё, что может сплотить класс.
- Девятое: индивидуальные разговоры и психологические встречи с жертвой, потом с зачинщиком и с наблюдателями, эту группу детей, так же надо перевоспитывать, так как привыкшие наблюдать за насилием, вскоре сами такими же станут!
Как понять, что ребёнок — жертва?
Папе с мамой надо насторожиться, если их малыш:
- В школу собирается неохотно.
- Любая причина не пойти в школу — равна празднику!
- Из школы приходит подавленным, без причины может расплакаться.
- О школе не любит говорить. Эта тема может испортить ему настроение напрочь.
- Школьник одинок. В телефоне нет номеров одноклассников, не у кого узнать расписание занятий или посоветоваться насчёт решения задачи.
- Ребёнка не приглашают одноклассники на праздник, в поход, в гости.
Детский буллинг в школе: Каковы последствия унижения?
Увы, но даже, когда ребёнок вырастит и заведёт свою семью, последствия буллинга будут его преследовать всю жизнь. И даже, как бы парадоксально это не выглядело, а травление затронет всех участников.
Мучители будут агрессивными, тревожными, они вырастут асоциальными личностями. Их часто будет мучить депрессия, и они будут зависимы от алкоголя или наркотиков, социальных сетей или компьютерных игр. О том, что в жизни может быть уважение, человечность, сожалении — они вообще не знают. Родителям, стоит побеспокоиться не только о ребёнке, сколько и о своей старости с таким чадом!
.
.
Наблюдатели — не умеют сопереживать, всю жизнь будут идти на поводу у кого-то. Если это девочка — то в семье она будет жертвой, если мальчик, то мужчиной он будет слабым. Они будут проживать свою жизнь так, как им скажут, не имея своего мнения и не мечтая о чем-то, потому как прав у них на желания и мечты — не будет.
Жертвы — им надо уделить особое внимание. Психологи утверждают, последствия преследования, смело можно приравнять к посттравматическому стрессу. Как девочки, так и мальчики — им будет очень сложно строить отношения с противоположным полом; им сложно будет подняться по карьерной лестнице; это будут люди робкие, закомплексованные, закрытые. О доверии вообще можно не говорить!
Есть жертвы, которые захотят компенсировать прожитые годы в унижении и начнут сами травить свою семью или же, став начальником — травить сотрудников. Именно поэтому, такого ребёнка надо сводить на приём к психологу, он поможет избавиться малышу от страха, выговориться, выгнать из своей жизни тревогу и научиться заново, заводить друзей, доверять людям и противостоять проблемам.
.
.
.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
.
.
Visits: 26