Максим горький биография и творчество

Ещё более строгую оценку работ Луначарского находим в письме к Ленину от 12 (25) января 1913 года. Упоминая о фельетонах в газете «День» и о статье в «Киевской мысли» («Страх и надежда»), Горький характеризовал их как «Рукописания полумистические и оправдывающие… осторожное отношение» Ленина «к одному из членов группы» (XXIX, 293). = Далее, Максим Горький Биография и Творчество =

.

.

Между тем в фельетонах на темы политики и искусства, напечатанных в конце 1912 и начале 1913 года в недавно возникшей газете «День», ничего «полумистического» не было. Более подходило это определение к статье «Страх и надежда», * появившейся в «Киевской мысли» (1912, № 357, 25 декабря) с подзаголовком «Рождественский разговор». Как бы отдавая дань традиционным особенностям “рождественского” жанра с его пристрастием к таинственному, Луначарский затрагивал здесь вопрос о существовании непознанного и необъяснимого в природе.

* Горький неточно воспроизводит заглавие статьи, называя её «Между страхом и надеждой»

Ленин о творчестве Горького

Сообщение об этой статье заинтересовало Ленина, он просил Горького прислать «фельетон», что Горький тотчас и выполнил. Статья не могла понравиться Ленину ни махистским заявлением о том, что законы природы «это только временные формулы, и которые мы включаем наш опыт», ни утверждением, что «у колыбели младенца-человека» «стоят как боги» страх и надежда, ни всей поэтически-неопределённой, полуидеалитической декламанцией об окружающей нас ночи с её тайнами.

.

Pisatel maksim gorkij

.

Не удивительно, что Ленин готов был назвать автора статьи столь же безнадежным, как и Богданов, хотя тут же выразил пожелание отделить его «от Богданова на эстетике».* Через несколько месяцев Ленин в письме к Горькому вновь упомянул критически о Луначарском: «А ,,ваш,, Луначарский хорош!! Ох, хорош! Уже Метерлинка-де ,,научный мистицизм,, … Или Луначарский с Богдановым уже не ваши?».**

* В. И. Л е н и н, Полное собрание сочинений, т. 48, стр. 161.

** Там же, стр. 180.

До последнего времени принято было считать, что и в данном случае речь идёт всё о той же статье «Страх и надежда».* Однако в ней нет никакого упоминания о Метерлинке, и она не была столь значительной, чтобы Ленин возвратился к ней через несколько месяцев. К этому времени в периодической печати появились новые статьи Луначарского. Среди них была и статья «Любовь и смерть», опубликованная в той же «Киевской мысли» (1913, №№ 48 и 55 от 17 и 24 февраля) и попавшая в поле зрения Ленина.

* См. примечание о «Полном собрании сочинений» В. И. Ленина (т. 48, стр. 180). То же утверждение встречается в книге А. Кривошеевой «Эстетические взгляды А. В. Луначарского) (М. – Л., 1939, стр. 56) и в редакционной вступительной статье к восьмитомному собранию сочинений Луначарского (т. 1, стр. 16).

= Максим Горький Биография и Творчество =

Регулярно информировавший в те годы русскую читающую публику о западноевропейских литературных новинках, Луначарский в первой части статьи характеризовал книгу французского литератора Камилла Моклера* «О физической любви». Вторая же часть статьи  была посвящена новому философскому произведению писателя, давно привлекавшего пристальное внимание Луначарского-критика, Мориса Метерлинка – «Смерть».

* А не Коклена, как сообщается в библиографическом указателе К. Д. Муратовой: А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Л., 1964, стр. 38.

.

Gorkij fakty iz biografii

.

Мы уже говорили выше, что, сочувственно наблюдая идейное и творческое развитие Метерлинка, Луначарский склонен был преувеличивать черты реализма, оптимизма и социальности в его произведениях начала ХХ века. «Мне показалось,  – признавался впоследствии Луначарский, – что Метерлинк – один из писателей, которые прямым путём идут к нашей дороге и которые могут стать и нашими водителями и учителям».*

* А. В. Л у н а ч а р с к и й. История ападноевропейской литературы в её важнейших моментах, ч. 2. Изд. 2-е, Гиз, М. – Л., 1930, стр. 209.

Максим Горький Биография и Творчество … Луначарский

Экспансивный и увлекающийся Луначарский в названной статье «Любовь и смерть» дал такую восторженную оценку философии Метерлинка: «Что касается меня, то, за ничтожными деталями, мудрость Метерлинка меня очаровывает, подымает, я нахожу её, как и поэзию Верхарна, самым полным, самым сверкающим, самым передовым, самым плодотворным выражением нашей культуры». В новой книге Метерлинка Луначарского привлекали и пантеизм «бельгийского мудреца», и его гимны непознанному и бесконечному, и даже его рассуждения о разных мыслимых вариантах «загробного существования». В своём увлечении критик объявил Метерлинка «позитивистом бесконечности» и – что особенно колоритно – «научным мистиком». Вот эти философские «завихрения» Луначарского и вызвали ироническое замечание Ленина.

За что Горький критиковал Луначарского?

На слова о «научном мистицизме» реагировал и Горький. Ему было известно, что Луначарский в тот период руководил в Париже «Кружком пролетарской культуры», в котором участвовали также активные впоследствии деятели пролетарского литературного движения, как М. Герасимов, А. Гастаев, Ф. Калинин, П. Бессалько. Занятия с рабочими в «Кружке пролетарской культуры» и речи о «Научном мистицизме» были для Горького несовместимыми вещами, и он написал А. Н. Сереброву-Тихонову о Луначарском и его кружке в язвительном тоне. Как раз в эти дни писатель получил от Тихонова сообщение об организации в Петербурге при «Правде» кружка рабочих-беллетристов. Это было чрезвычайно близким и дорогим для Горького делом. «Меня прямо рвануло в Питер, – всем существом рвануло», – писал он в ответном письме, но тут же выразил опасение, как бы не залез в кружок «какой-нибудь оголтелый интеллигент» и не нажужжал там «чего не надо», как бы кружок не закружился в туманах «вечных вопросов» (заметим, что статья «Любовь и смерть» начиналась тезисом: «Любовь и смерть – темы вечные…»). Горький, которому был свойственен талант сатирика-пародиста, не удержался от того, чтобы не включить тут же в письмо следующую пародийную «старенькую песню» от имени интеллигента, совсем в духе «Русских сказок»:

.

«О не верьте! Бесполезно. Нас заставил Рок железный

Танцевать над звёздной бездной вечно, вечно! Навсегда!

Землю кровью вы питали, вы страдали, вы мечтали,

Чепухи ли не читали вы последние года?»

.

И, как бы вступая в полемику с этой интеллигентной песней, автор «Городка Окурова» утверждал, что:

.

«Страшнее бездны звёздной – город маленький уездный,

Что разлёгся бесполезно над обрывом у реки».*

.

Но, критикуя Луначарского и даже зло иронизируя над отдельными его выступлениями, Горький и в эти годы не переставал отдавать должное таланту и эрудиции своего коллеги. Так, сообщая в ноябре 1910 года слушателям школы в Болонье о невозможности приехать к ним, Горький прибавлял: «Хотелось бы побеседовать с Вами о Толстом и о целом ряде литературных явлений последнего времени, – меня утешает лишь то, что товарищ Луначарский может рассказать Вам об этом блестяще и шире, чем мог бы я».

.

Gorkij biografija prezentacija

.

Горький и теперь продолжал солидаризироваться с Луначарским в отдельных конкретных вопросах.

Максим Горький Биография и Творчество … Л. Андреев

В 1911 году в письме с Л. Андрееву, возмущающемуся тем, что Луначарский обвинил его (в связи с пьесой «Царь Голод») в «клеветническом изображении рабочего класса» с позиции «безнадёжного мещанина»,* Горький заявил: «Я с Луначарским согласен, обругал он тебя правильно, что хочешь говори: факт остаётся фактом – в общей пляске над могилами и ты принял некое участие, в общей ,,путанице,, и ты запутался».**

* «Литературное наследство», т. 72, М., 1965, стр. 307

** Там же, стр. 319.

История новейшей литературы

Узнав, что Луначарский собирается принимать участие в работе над коллективной марксистской «Историей новейшей русской литературы», Горький не только посылает ему просимые книги, но и делится с ним своим взглядом на историю русской литературы как на процесс, в котором происходила борьба двух начал – активного и пассивного. (При этом Горький допускал характерную для него в то время ошибку, связывая эти два начала и географически-расовым фактором, с «двумя кровями» – «арийско-славянской» и «монгольской»).*

* Письмо к Луначарскому от января 1911 года. – Архив А. М. Горького. 

Не отказывался Горький в эти годы и от сотрудничества с Луначарским, привлекая его к участию в разных изданиях. Так, в 1912 году Горький, намеревался войти в состав редакции журнала «Современник», писал Е. А. Ляцкому, что Луначарский «может быть весьма полезен»* для журнала. Когда «Правда» включила в список своих сотрудников некоторых «впередовцев», Горький был обрадован и спрашивал в письме к А. Н. Тихонову: «А Луначарский? Следовало бы и его привлечь, писатель весёлый и хороший».**

* Письмо к Е. А. Ляцкому от 6 октября 1912 года. – Архив А. М. Горького

** Горьковские чтения. 1953 – 1957, стр.27

.

.

.

.

Visits: 3

От admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Please disable your adblocker or whitelist this site!

Our advertising blocks are unobtrusive and will not interfere with viewing the text.

.

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или занесите этот сайт в белый список!

Наши рекламные блоки ненавязчивые и не помешают просмотру текста.

Не копируйте текст!