Оды Ломоносова и Державина: анализ жанра.
.
Оды Державина разнообразны, как тематически, так и стилистически. Среди его од можно выделить произведения сатиристические, хвалебные и победные, философские. Гавриил Романович несколько отходит от стиля написания од Ломоносовым, тем самым создавая иной стиль – промежуточный, сюжетно стихотворный.
Одам Михаила Васильевича свойственна условность; его произведения направлены на побуждение читательского интереса к одной из его идей. А вот в произведениях Гавриила Романовича крайне выраженная лирика просматривается; в его одах расширена тематика. Державин утверждал, что его поэзия «говорящая живописью»: отчего чаще всего встречается тема пейзажа, портретно зарисовки, исторические. Не так часто Гавриил Романович описывает отдельную натуру человека, как уделяет внимание портрету человека.
Оду «Фелица» Державин написал в тысяча восемьсот семьдесят втором году и она – хвалебного типа. В ней поэт развивает идею, которую ему предложила сама Екатерина Вторая. Императрица для будущего наследника написала «Сказку о царевиче Хлоре». Гавриил Романович в произведении Екатерину Вторую выделил, как натуру властную, но при этом, она женщина, не требовательная к пище, любящая прогуляться пешком, увлекающаяся литературой.
Есть в творчестве Державина и героические произведения, и среди них можно отметить такие, как «На взятие Варшавы», «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор». Наиболее уважаемыми героями Гавриила Романовича являются Румянцев и Суворов. Этим выдающимся полководцам, Державин в своих произведениях, даёт подробные исторические портретные характеристики, причём, без тени и намёка на абстрактность, что встречается в поэзии Ломоносова. Когда Суворов умер, в тысяча восьмисотом году, Гавриил Романович пишет не оду, а стихотворение – «Снегирь».
А вот оды победного характера, сильно схожи с произведениями Ломоносова. К примеру, на неожиданную смерть Григория Александровича Потёмкина, Державин создаёт оду, которую назвал «Водопад».
Очень сильно насыщена пейзажными описаниями и зарисовками, портретными штрихами исторических персон поэзия неодическая, так же встречаемая в творчестве Державина. Вообще, его творчеству характерна некоторая автобиографичность, чего так же не встретить в творчестве Ломоносова. Наполнены оды Державина и синтезом стилей, к примеру, в одном произведении могут встречаться и «высокий стиль» и разговорная речь. Разнообразны и метрики стихотворения у Державина.
У Ломоносова самыми известными одами являются … Ода «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны», её он создал в тысяча семьсот сорок седьмом году и в этом произведении, Михаил Васильевич прославляет молодую императрицу. В произведении рисуется образ просвещённого монарха; Елизавета покровительствует искусству и науке, к себе приближая, лишь людей образованных и разумных.
И второй является ода «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». В этом произведении, Михаил Васильевич представляет читателю мир, согласно рационалистическим установкам: в главе угла – постижение разумом всех природных тайн. Михаил Васильевич, в оде, утверждает, что разум человека способен творчески мир преобразовать.
«Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна, звёзд полна; Звёздам числа нет, бездне – дна».
.
Оды Ломоносова и Державина
.
.
.
.
.
Views: 4