Ахматова

Подробно для школьников и студентов по теме – Анна Ахматова Стихи Анализ.

.

.

Анна Ахматова – Стихи Анализ. РЕКВИЕМ

Боль и гнев вздёрнутого «на дыбу» народа, кровавый разгул «ежовщины», неприятие террора, беззакония, глумления над священными правами человека отразила поэма А. Ахматовой «Requiem» (1935-1940). Непосредственным толчком к созданию произведения послужил арест сына А. Ахматовой – Л. Гумилёва. Но «Requiem» впитал в себя всю муку, унижения, тоску, страх, равно как протест против неслыханного насилия над людьми, которые были накоплены в их душах. Об этом свидетельствует признание поэтессы в предисловии к поэме:

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то ,,опознал,, меня. Тогда стоящая за мной женщина,  с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня на ухо (там – все говорили шёпотом):

- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».

Ахматова и воспринимала работу над поэмой как свой гражданский долг, веление совести, хотя осознавала, какой страшной опасности себя подвергает. Передаваемый в надёжные руки, уничтожаемый и вновь восстанавливаемый, хранимый в памяти, «Requiem» дошёл сегодня до тех, кому предназначался.

.

Rekviem ahmatova

.

Анализ поэмы Реквием Ахматовой

Поэма невелика по объёму. Она состоит из посвящения, вступления, десяти глав и эпилога. Название указывает на её жанровое сродство с музыкальными произведениями траурного характера. И общая тональность поэмы, и её структура, и образная система подчёркивают приверженность А. Ахматовой традиции христианской религиозной культуры. Вместе с тем в произведение вплетается мелодия народного плача, используются элементы тюремного фольклора, имеющие специфически «российскую» окрашенность. На этом мрачном, трагедийном фоне развивается лирическая тема – страдания матери, сын которой приговорён к смерти. Музыкальный принцип композиции организует подъёмы, спады, нарастание эмоционального переживания, отражающего «хождения» души «по мукам». Все элементы структуры поэмы «прорастают» друг в друга, укрупняют личное до общего, в частном открывают всечеловеческое.

Как бы ещё «за сценой», предваряя повествование, звучит «хор» каторжан, из которого постепенно выделяется голос лирической героини. Доминирует извечный мотив тюремных песен – оплакивание своей неволи, тягот заключения, жалобы на жизнь. Но есть и иное: стремление вызвать ощущение особой трагедийности положения заточенных в темницу, перед горем которых склоняется сама природа.

«Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река, -»

Пишет в самом начале поэмы А. Ахматова. Далее герои посвящения «отождествляются» со своими оставшимися на свободе близкими, «перевоплощаются» в них. Таким образом проводится мысль о безвинности людей, брошенных в «каторжные норы», обречённых на муки и, может быть, смерть. В то же время раскрывается однотипность судеб тех, кто оказался за решёткой, и их сограждан за пределами тюрьмы. Унылый хореический размер тюремной песни переносится и на повествование о «воле», перекликаются эпитеты, характеризующие психологическое состояние арестантов и их родных («смертельная тоска» – «мёртвых бездыханней»), «взаимопроникаемы» образы людей, на которых обрушилось несчастье. Кажется, что к «хору» присоединяются новые голоса, мрачная мелодия ширится, ритм её передаёт и внезапную остановку сердца, и спотыкающийся шаг выслушавшего приговор, и интонацию вопроса, на который нет ответа.

О чём поэма Реквием Ахматовой?

Сдержанно-скорбная интонация сменяется во вступлении взрывом гнева, открытым выплеском боли, страстным обличением политического режима, превратившего страну в застенок:

«Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осуждённых полки
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь».

А. Ахматова создаёт образ страшного, трагического времени, когда торжество антигуманизма достигло своего апогея, господствовал свирепый террор. Нормальная человеческая жизнь, показывает поэтесса, стала невозможной, её загоняют в тюрьмы, теплушки, лагеря, топчут, насилуют, уничтожают. Акцентируется противоестественность происходящего. Ленинград предстаёт как микромодель страны-тюрьмы. Россия наделяется обликом корчащейся от боли женщины, распинаемой палачами. Это олицетворение, сохраняя всю силу конкретно-чувственного воздействия, раскрывает масштаб направленного против народа террора. Астральная символика усиливает впечатление нависшей над Россией ночи.

.

Anna ahmatova stihi analiz rekviem

.

Анна Ахматова Стихи – Анализ поэмы Реквием.

На фоне общенародной трагедии идёт повествование об одной из человеческих судеб – судьбе матери, у которой отнимают самое дорогое – сына (гл. I – X). Перед нами как бы страницы лирического дневника, раскрывающие непомерную муку страдающей души. Здесь и конкретные биографические факты, и воспоминания, и исповедь о пережитом. «Записи» сменяют друг друга вне всякой последовательности, непроизвольно, как вылились из сердца. В них – потрясение, отчаяние, оцепенение бессилия, крик, безнадёжность, ужас, скорбь. Явственно ощутимы подъёмы и спады лирического чувства, некоторые главы оборваны н полуслове – и это также один из приёмов, раскрывающих силу страдания. Порою А. Ахматова говорит о себе как о постороннем человеке, как бы себя не узнавая, не будучи в состоянии постичь страшного поворота судьбы. Контраст между счастливым, беспечным прошлым и безумным настоящим ещё более усиливает драматизм происходящего. Сильны мотивы похоронного плача, похоронного обряда.

Прощание с арестованным сыном А. Ахматова сравнивает с выносом тела, умоляет: « <…> То, что случилось, // Пусть чёрные сукна покроют»; ей слышатся звуки отпевания. Постепенно тема мученичества сына и матери приобретает библейскую окрашенность: о трагической судьбе сына поэтесса пишет как о «кресте высоком», себя уподобляет Богоматери, разделяющей страдания Христа. Центральные, по представлениям А. Ахматовой, главы поэмы выделены, озаглавлены: «Приговор», «К смерти», «Распятие». Это кульминация произведения, высший пик драматического напряжения. Приговор сыну воспринимается поэтессой как приговор самой себе. Он сравнивается с упавшим с неба камнем, придавившим человека. Парализованы, приведены в состояние комы все чувства, утрачено само желание жить. Переживания героини передаются очень скупыми, лаконичными средствами, главным образом, проступают из подтекста. По этим косвенным признакам можно понять, какого невероятного усилия требует продолжение существования, когда отнято, кажется, всё:

«У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то …»

Анна Ахматова Стихи Анализ: Реквием – психологический настрой поэмы.

Анафора звучит как заклинание («надо», «надо», «надо»), внутренний приказ выдержать бремя страданий, хотя и ценой «окаменения» – запрета проявлять естественные человеческие чувства. Насилие, которое вынужден при этом творить человек над своей душой, выражают категории смерти («убить», «окаменеть»). Но оно представлено как единственная альтернатива самоубийству, мысли о котором отгоняет от себя поэтесса. Однако превратиться в камень живому, мыслящему человеку до конца так и не удаётся. «Страшные глаза» сына, в которых застыло «окаменелое страданье», – всё время перед внутренним взором А. Ахматовой, как и детали последнего, прощального свиданья. Сознание, что теряет сына навеки, для матери невыносимо.

Глава «К смерти» раскрывает психологическое состояние человека, видящего избавление от непосильных мук и ставшей ненужной жизни в смерти. На смену душевному оцепенению приходит ощущение надвигающегося безумия, которое «манит в чёрную долину». Сама смерть в сравнении с ужасом бытия кажется «простой и чудной». Поэтесса ждёт её без страха и внутреннего содрогания, молит: «приди», «ворвись», «подкрадись», «отрави», обращается как к близкому, всё понимающему существу. Есть что-то жуткое в той будничности, с которой она открывает дверь навстречу страшной гостье. Это леденящее душу спокойствие человека, поставившего на себе крест:

«Мне всё равно теперь».

Облик смерти в поэме Реквием

Предпочтение жизни смерти, – может быть, самое сильное, хотя и не брошенное открыто, обвинение тоталитаризму. Оно проступает из всего контекста главы, раскрывающей, что оставлено человеку жесточайшим режимом: безумие и смерть. Эти понятия олицетворяются, предстают как неотъемлемый атрибут существования советских людей в 30-е годы. Они занимают весь первый план повествования, оттесняя на периферию образы естественного мира, который так же прекрасен, как и всегда. Безумие рисуется в виде фантастической фигуры с крылами, накрывшим половину души, облик смерти трансформируется в соответствии с многообразием её вариантов, присущих трагическому времени. Так преломляет человеческая душа зловещие реалии современности.

.

Ahmatova rekviem stihi 1

.

Моральную опору поэтесса ищет в Библии, в восприятие которой вкладывает глубоко личный подтекст. Христианская легенда о распятии Иисуса, его муках на кресте и безмерном горе матери соотносится ею с трагедией собственной жизни. В казнимом Христе женщина видит и своего сына, в страдании Богородицы угадывает то, что переживает сама. Голгофа трактуется как судьба человека, отвергающего мир зла. Хотя он и гибнет в неравной борьбе, но одерживает нравственную победу над своими палачами, воскресает для бессмертия как пример противостояния антигуманизму. Не случайно его мужество, нравственную стойкость славит хор ангелов. Библейская мифология в поэме служит средством возвеличения христианских идеалов – гуманизма, милосердия, любви. А Ахматова напоминает читателю об общечеловеческих гуманистических ценностях, отказ от которых превращает жизнь в ад. Потому-то глава «Распятие» не только не выпадает из общей структуры произведения, но придаёт авторской концепции законченность и глубину историко-культурной ретроспективы. В ней осуществляется прорыв в сферу идеального, укрепляющего душу, отрицающего всевластие смерти.

Анна Ахматова Стихи – Анализ поэмы Реквием: Эпилог

Сознанием исполненного гражданского долга проникнут «Эпилог» поэмы. Он звучит как поминальная молитва о людях, попавших под кровавый каток сталинщины, безвестных жертвах преступной, бесчеловечной власти.

«Хотелось бы всех поименно назвать, 
Да отняли список, и негде узнать, - »

Пишет А. Ахматова. В интонацию плача врывается нота гневного протеста против убиения самой памяти о народных страданиях. Поэтесса стремится донести до потомков страшную правду – утаиваемую, запрещённую, «крамольную». Она характеризует себя как голос «стомильонного народа», живущего с кляпом во рту. А. Ахматова противопоставляет декретированной лженародности мироощущение человека, спаянного с соотечественниками едиными думами, единой мукой. Траурный речитатив финала возвращает нас к началу произведения, предваряемого эпиграфом из написанного в 1961 году стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали»:

«Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, - 
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был».

Народность поэмы А. Ахматовой – в раскрытии трагической общенародной судьбы в эпоху тоталитарного гнёта, в важности её идей и образов для формирования общественного сознания, в развитии мотивов и поэтика устного народного творчества. Народная этическая традиция питает присущее поэтессе чувство достоинства, с которым она несёт своё горе, обращается к современникам и потомкам. За ним стоят сознание нравственной правоты, величие непреклонного духа. Кажется, что именно А. Ахматову имел в виду Ю. Пастернак, когда в 1939 году утверждал: «Нужно, чтобы кто-нибудь гордо скорбел, носил траур, переживал жизнь трагически». Таков её образ, встающий со страниц «Requiem,а», создание которого явилось творческим подвигом А. Ахматовой.

.

Anna ahmatova analiz tvorchestva

.

Анна Ахматова Стихи – Анализ творчества

К поэме примыкает ряд стихотворений 1935 – 1940 годов («Немного географии», «Подражание армянскому», «Стансы» и др.). Это своего рода заметки на её полях, комментарии, варианты, углубляющие определённые темы и мотивы, дающие более полное представление об эпохе. В некоторых из них звучит прямой вызов бесчеловечному режиму, деспотической власти, кровожадному «вождю народов». В «Подражании армянскому» (1939?) Сталин уподобляется всемогущему восточному владыке, обладающему нравственным обликом людоеда. Люди для него – не более, чем стадо, предназначенное для пожирания и обязанное к тому же восхвалять деспота. Традиционная форма восточного верноподданнического славословия, недвусмысленно соотносимая с пропагандой сталинского культа, пронизана издевательской ахматовской иронией. Притворно-подобострастный тон обращения не может скрыть его убийственную разоблачительную подоплёку:

«Я приснюсь тебе чёрною овцою
На нетвёрдых, сухих ногах,
Подойду, заблею, завою:
<<Сладко ль ужинал, падишах?
Ты вселенную держишь, как бусу,
Светлой волей Аллаха храним …
И пришёлся ль сынок мой по вкусу
И тебе и деткам твоим?>>»

Ахматовское иносказание имеет точный политический адрес, обнажает беспредельный антигуманизм Сталина, равнозначный каннибализму.

Стихотворение Ахматовой – Стансы

В стихотворении «Стансы» (1940) «кремлёвский горец» дан как духовный наследник российского самодержавия, впитавший самые отвратительные черты различных монархических режимов: непомерную жажду единоличной власти, культ помазанника божия, деспотизм, жестокость, ложь, иезуитство, подозрительность, обскурантизм, невежество. Исторические аналогии дают почувствовать, как далеко назад отброшена страна по сравнению с революционно-демократическими завоеваниями 1917 года. Исторический пейзаж, вызывая ассоциации со стрелецкой казнью, погружает нас в атмосферу террора, слепой злобы, политического смрада, гнусных интриг, страха. Очаг кошмара, расползающегося по стране, – Кремль, пропитанный бациллами самодержавного деспотизма:

«В Кремле не надо жить. Преображенец прав.
Здесь древней ярости ещё кишат микробы:
Бориса дикий страх, и всех Иванов злобы,
И Самозванца спесь – взамен народных прав».

.

Ahmatova pojet tvorchestvo

.

В противовес устоявшемуся в 30-е годы канону изображения Кремля как символа надежд прогрессивного человечества А. Ахматова рисует его как оплот политической реакции, воскресившей, казалось бы, похороненные историей реликты средневековья. Неслучайно допетровская Москва противопоставляется европеизированному Петербургу. В трактовке А. Ахматовой это консервативная политическая сила, противящаяся прогрессу, пронизанная духом исторической реставрации. Сквозь все щели и дыры лезет старый ужас, подчинивший себе новые формы жизни. Постигаемая через историю современность обнаруживает поразительное сходство с самыми мрачными страницами прошлого, выявляет истинный государственно-политический облик сталинского режима.

Поэтесса проницательно разглядела в тоталитарной системе черты самодержавно-феодальной деспотии, а в Сталине – «падишаха», наделённого неограниченной властью над жизнью подданных. Здесь – истоки трагедии народа, запечатленной в «Requim,e», первопричина изломанности судьбы самой А. Ахматовой.

Цикл стихов – Черепки. Анализ творчества Ахматовой.

Цикл «Черепки» (1950 ? – 1952), не вошедшие в основные книги стихотворения 1957 – 1965 гг. («Ты напрасно мне под ноги мечешь», «Не с лирою влюблённого», «Все ушли, и никто не вернулся», «Другие уводят любимых», «Так не зря мы вместе бедовали» и др.) – это фрагменты единой исповеди о жизни «под крылом у гибели», «на дыбе», в тюрьме. Сквозь строки произведений А. Ахматовой проступает образ человека, у которого отнято всё: свобода, счастье, доброе имя, осквернено «пречистое слово», растоптан «священный глагол». Такова цена за неприятие крови и смрада, за попытку «охранить чувство личности и ощущения «я» в нашу эпоху оптовых смертей и гигантских мясорубок». В мире ложных фетишей, тотальной несвободы, обесчеловечивания человека поэтесса ощущает себя арестанткой в сносившемся дотла ватнике, городской сумасшедшей, прокажённой с трещоткой в руке. Как ни тяжело это для А. Ахматовой, – всё же предпочтительнее, чем воспевание ада и его владык. Вот почему само её молчание на фоне безудержных славословий приобретает значение оппозиционности и слышится повсюду:

«Оно судебный наполняет зал,
И самый гул молвы перекричать
Оно могло бы, и подобно чуду
Оно на всё кладёт свою печать».

.

Tvorchestvo ahmatovoj

.

Анна Ахматова – Стихи к Сталину – Анализ

Такова сила воздействия истинного поэта, который неизмеримо больше совокупности созданных им произведений. А. Ахматова разделила судьбу многих, но гонимая, оклеветанная, нищая, беззащитная, измученная оставалась верна своему предназначению. Невозможно осудить её за «Стихи к Сталину» (1951), которые спасли жизнь сыну во время третьего ареста. А. Ахматова не могла себе позволить «остаться чистой» за счёт гибели другого. В насилии, совершённом над словом, над человеческой личностью, повинна преступная, бесчеловечная власть. Но убить в А. Ахматовой поэта так и не удалось. Не только мученицей и «плакальщицей», но и судьёй своего времени, философом, осмысливающим нравственные законы бытия, живой нитью, связывающей разорванную культурную традицию, человеком, способным творить гармонию, предстаёт она перед читателем. Проблема духовного самостояния личности в мире, «отменившем» совесть, веру, свободу, гуманизм, завещана А. Ахматовой как главная проблема её творчества. Незадолго до смерти, обращаясь к самой себе, поэтесса писала:

«А тебе ещё мало по-русски,
И ты хочешь на всех языках
Знать, как круты подъёмы и спуски
И почём у нас совесть и страх».

Как и О. Мандельштам, А. Ахматова считала, что человек должен быть твёрже всего в мире, соизмеряя свою жизнь с велениями совести, разделяя с другими людьми ответственность за все вывихи века. То, что долгие годы воспринималось как «изоляция», оказалось выбором духовной свободы, выбором судьбы – и определившей место А. Ахматовой в пантеоне отечественной поэзии.

.

.

.

.

Visits: 4

От admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Please disable your adblocker or whitelist this site!

Our advertising blocks are unobtrusive and will not interfere with viewing the text.

.

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или занесите этот сайт в белый список!

Наши рекламные блоки ненавязчивые и не помешают просмотру текста.

Не копируйте текст!