Б чичибабин

Подлинным открытием для читателя явилась поэзия Б. чичибабина, значение которой для нашей литературы в предшествующие годы осознавали единицы. Подборки стихотворений на страницах «Знамени», «Дружбы народов», «Нового мира», в «Дне поэзии 1989», сборники, «Колокол» (1989), «Мои шестидесятые» (1990) сделали Б. Чичибабина одной из самых заметных фигур современного литературного процесса. Борис Чичибабин — смысл стихов, творчество …

.

.

Судьба России, преломленная в судьбе русского интеллигента, — главная тема его творчества. Исповедь, переходящая в проповедь, богатство культурно-исторических ретроспекций, приверженность библейской образности, нравственно-религиозный пафос, склонность к морализаторству – важнейшие качества его поэтики. У Б. Чичибабина натура страстотерпца и вероучителя, сопрягающего драматический личный опыт с историей всего отечества.

Между тем начинал свой путь в литературе Б. Чичибабин как представитель либерального шестидесятничества, поэт ярко выраженного гражданского темперамента («Клянусь на знамени весёлом», «Крымские прогулки» и др.). социально-политическая проблематика, обнажённая публицистичность доминирует в его сборниках «Песня тракторного завода» (1963), «Гармония» (1965), «Плывёт «Аврора» (1968).

.

Борис чичибабин

.

Правда, в первые книги Б. Чичибабина не были включены лучшие, по его мнению, произведения, посвящённые трагическим страницам отечественной истории. Однако и самое суровое изображение минувшего не отменяло почти мистической веры поэта в справедливость и величие Октября, победоносное торжество коммунистических идеалов. Как и многие другие, Борис Чичибабин находился во власти иллюзий, порождённых «оттепелью», которая принесла репрессированному в 40-е годы поэту политическую реабилитацию. Марксистско-ленинская догма не была в нём поколеблена, вызывала аберрацию зрения. Чтобы обрести новый духовный опыт, новую мировоззренческую ориентацию, поэту нужно было пережить насильственную остановку исторического движения, бесстыдную вакханалию застоя, разочарование в общественно-политической системе, не способной к реальному утверждению гуманизма. Решающий перелом в сознании Б. Чичибабина происходит на рубеже 60-70-х годов, когда окончательно определилось стремление партократии законсервировать тоталитарный режим, усилились гонения на тех, кто пытался этому противодействовать.

.

Нам, пожалуй, не дождаться
В жизни трудной и дешёвой
Справедливого гражданства,
Человечества большого… -

.

Начинает понимать художник. С 1968 года произведения Б. Чичибабина перестают появляться в печати – возможности публиковать подцензурные стихи он предпочитает свободу творчества. В 1973 году по надуманным идеологическим обвинениям поэт исключён из Союза писателей. Сохранить себя в эти годы Б. Чичибабину помогла дружба с Л. Пинским, А.Шаровым, А. Галичем и другими близкими по духу, оппозиционно настроенными людьми. Художник, несомненно, испытал их воздействие в осмыслении своей эпохи, приобщении к миру религиозной культуры как хранительнице гуманистических общечеловеческих ценностей.

«Смена вех» протекла для Б. Чичибабина мучительно. Переживая глубокий душевный кризис, он думал о самоубийстве, боялся сойти с ума. Эти настроения отражают стихотворения «Уходит в ночь мой траурный трамвай», «И вижу зло, и слышу плач», «Сними с меня усталость, матерь Смерть» (1968). Именно тогда рождается «новый» Б. Чичибабин, обратившийся к своей душе, к вечным нравственным, религиозным, философским вопросам. Меняется поэтический язык произведений писателя, начинающих напоминать то церковное покаяние, то нравственно-религиозную проповедь, то молитву. Самоуглубление неотделимо в его стихотворениях от взрывов отчаяния, неистового обличения и самообличения.

.

Поэт чичибабин

.

Б.Чичибабину чужды умеренность, полутона. Магнетизм его строк – в пламенной «пассионарности», безоглядной критерий оценки явлений действительности в новых, неподцензурных произведениях художника – Божья правда. В сознание поэта входит идеал жизни-света, жизни-любви, жизни-святыни, отвергающей зло, насилие, порабощение личности. Он вырастает из христианства, но в поисках истины Борис Чичибабин не замыкается в рамках одной религии, одного философского течения, одной национальной культурной традиции. Среди поэтов-современников его выделяет тяготение к синкретизму в освоении духовного достояния различных народов при осмыслении универсальных начал бытия. Со временем художник приходит к убеждению, что «все религии истинны, хотя каждая из них берёт только одну сторону неделимого и вечного бытия, знания и блаженства», и каждая религия является, одинаково приемлемой дорогой, чтобы достичь Единого Бога». Произведения поэта запечатлевают воздействие на его душу не только христианства («Зине Миркиной», «Ежевечерне я в своей молитве» и др.), но и буддизма («Не от горя и не от счастья», «9 января 1983 года» и др.), даоизма («Ода тополям»). Аналогично отношение Б. Чичибабина к традициям различных национальных культур: русской, украинской, армянской, литовской, латышской, эстонской, еврейской и др. в его творчестве ощутим дух всечеловечности, благоговейного, обожженного отношения ко всему сущему как к священному явлению мировой жизни.

С позиций человека, впитавшего свет Божьей любви и благодати, оценивает Б. Чичибабин современную действительность. Поэт фиксирует «крушение гуманизма», утрату надёжных социально-философских перспектив как определяющую черту 20 столетиях:

.

Сбылась беда пророческих угроз,
И тёмных век бредёт по бездорожью.
В нём естество склонилось перед ложью
И бренный разум душу перерос.
Явись теперь мудрец или поэт,
Им не связать рассыпанные звенья.
Все одиноки – без уединенья.
Всё – гром и смрад, и суета сует.

.

Наиболее трагичным видится художнику положение собственной страны, находящейся под властью угрюм-бурчевщины. Б. Чичибабину невыносимо сознавать, что попирается Божий завет и человеческий закон, Россия превращена в один сплошной «город Глупов», щедринская фанстасмагория дожила до наших дней как зловещая реальность («Не говорите»). Поэт показывает, как извратила кровавая деспотия все естественные человеческие понятия, побуждения, отношения, к какому страшному вырождению привела.

.

Не дьявол и не рок, а все мы виноваты,
Что в сенени у нас – когда б хоть гордый! – чад.
И перед чванством лжи молчат лауреаты –
И физики молчат, и лирики молчат.
(…)
Я рад бы всё принять и жить в ряду со всеми,
Да с ложью круговой душе не по пути.
О, кто там у руля, остановите время,
Остановите мир и дайте мне сойти.

.

В отчаянье и скорби восклицает художник. Мысль Б. Чичибабина обращается за поддержкой к духовным пастырям Русской земли, её праведникам, страстотерпцам, для которых служение отечеству означало подвижничество во имя истины-добра. Особое место среди них поэт отводит создателям культуры – незримой духовной ауры, обволакивающей Россию, соединяющей землю с небом. Он переходит на язык пророков, религиозных учителей, насыщает произведения библейскими символами, поучениями, стремится достучаться до людских сердец. Б. Чичибабин клеймит молчаливое большинство, акцентируя со-виновность всех, кто мирится с бесчеловечностью.

.

Биография поэта

.

Как праведников и мучеников нового времени изображает художник борцов с тоталитарным Франкенштейном. В стихотворении «Между печалью и ничем» из цикла «На память о семидесятых» Б. Чичибабин характеризует нонконформистскую интеллигенцию, используя образы из Нагорной проповеди Иисуса: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? (…) Вы – свет мира. (…) Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Прямые и скрытые цитаты из Библии («горсть» (соли), «горний свет», «принять печать», «обречённость кресту» и др.) дают поэту возможность показать духовные устремления людей, в аду политической бесовщины и морального разложения продолжающих дело Христа на земле, отстаивающих идеалы всечеловеческого братства, любви к ближнему, духовной свободы, готовых пострадать за Божью правду, искупить грех всеобщей покорности злу и лжи. От христианства Б. Чичибабина веет не смирением, не покорностью, а силой, мужеством, безграничной стойкостью духа.

.

Меркнут славы и стоны
На Господних весах.
На земле побеждённый
устоит в небесах – верит художник.

.

Средствами поэтического слова он ведёт борьбу за человеческие души, предрекает гибель творящим зло, воскресение и вечную жизнь праведникам, достойным бессмертия. Чичибабинская «правда наива» зовёт к возрождению общечеловеческих духовных ценностей, утверждению гуманистических принципов бытия.

Борис Чичибабин – не единственный, кто предпочёл безвестность, безденежность, жизнь «под колпаком» статусу лояльного поэта. Эпоха гласности одно за другим выявляет всё новые имена писателей, находившихся в оппозиции к существовавшему строю, гонимых, отверженных, но не сломленных тоталитаризмом.

.

.

.

Views: 1

От admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Please disable your adblocker or whitelist this site!

Our advertising blocks are unobtrusive and will not interfere with viewing the text.

.

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или занесите этот сайт в белый список!

Наши рекламные блоки ненавязчивые и не помешают просмотру текста.

Не копируйте текст!