Подлинным открытием для читателя явилась поэзия Б. чичибабина, значение которой для нашей литературы в предшествующие годы осознавали единицы. Подборки стихотворений на страницах «Знамени», «Дружбы народов», «Нового мира», в «Дне поэзии 1989», сборники, «Колокол» (1989), «Мои шестидесятые» (1990) сделали Б. Чичибабина одной из самых заметных фигур современного литературного процесса. Борис Чичибабин — смысл стихов, творчество …
.
.
Судьба России, преломленная в судьбе русского интеллигента, — главная тема его творчества. Исповедь, переходящая в проповедь, богатство культурно-исторических ретроспекций, приверженность библейской образности, нравственно-религиозный пафос, склонность к морализаторству – важнейшие качества его поэтики. У Б. Чичибабина натура страстотерпца и вероучителя, сопрягающего драматический личный опыт с историей всего отечества.
Между тем начинал свой путь в литературе Б. Чичибабин как представитель либерального шестидесятничества, поэт ярко выраженного гражданского темперамента («Клянусь на знамени весёлом», «Крымские прогулки» и др.). социально-политическая проблематика, обнажённая публицистичность доминирует в его сборниках «Песня тракторного завода» (1963), «Гармония» (1965), «Плывёт «Аврора» (1968).
.
.
Правда, в первые книги Б. Чичибабина не были включены лучшие, по его мнению, произведения, посвящённые трагическим страницам отечественной истории. Однако и самое суровое изображение минувшего не отменяло почти мистической веры поэта в справедливость и величие Октября, победоносное торжество коммунистических идеалов. Как и многие другие, Борис Чичибабин находился во власти иллюзий, порождённых «оттепелью», которая принесла репрессированному в 40-е годы поэту политическую реабилитацию. Марксистско-ленинская догма не была в нём поколеблена, вызывала аберрацию зрения. Чтобы обрести новый духовный опыт, новую мировоззренческую ориентацию, поэту нужно было пережить насильственную остановку исторического движения, бесстыдную вакханалию застоя, разочарование в общественно-политической системе, не способной к реальному утверждению гуманизма. Решающий перелом в сознании Б. Чичибабина происходит на рубеже 60-70-х годов, когда окончательно определилось стремление партократии законсервировать тоталитарный режим, усилились гонения на тех, кто пытался этому противодействовать.
.
Нам, пожалуй, не дождаться
В жизни трудной и дешёвой
Справедливого гражданства,
Человечества большого… -
.
Начинает понимать художник. С 1968 года произведения Б. Чичибабина перестают появляться в печати – возможности публиковать подцензурные стихи он предпочитает свободу творчества. В 1973 году по надуманным идеологическим обвинениям поэт исключён из Союза писателей. Сохранить себя в эти годы Б. Чичибабину помогла дружба с Л. Пинским, А.Шаровым, А. Галичем и другими близкими по духу, оппозиционно настроенными людьми. Художник, несомненно, испытал их воздействие в осмыслении своей эпохи, приобщении к миру религиозной культуры как хранительнице гуманистических общечеловеческих ценностей.
«Смена вех» протекла для Б. Чичибабина мучительно. Переживая глубокий душевный кризис, он думал о самоубийстве, боялся сойти с ума. Эти настроения отражают стихотворения «Уходит в ночь мой траурный трамвай», «И вижу зло, и слышу плач», «Сними с меня усталость, матерь Смерть» (1968). Именно тогда рождается «новый» Б. Чичибабин, обратившийся к своей душе, к вечным нравственным, религиозным, философским вопросам. Меняется поэтический язык произведений писателя, начинающих напоминать то церковное покаяние, то нравственно-религиозную проповедь, то молитву. Самоуглубление неотделимо в его стихотворениях от взрывов отчаяния, неистового обличения и самообличения.
.
.
Б.Чичибабину чужды умеренность, полутона. Магнетизм его строк – в пламенной «пассионарности», безоглядной критерий оценки явлений действительности в новых, неподцензурных произведениях художника – Божья правда. В сознание поэта входит идеал жизни-света, жизни-любви, жизни-святыни, отвергающей зло, насилие, порабощение личности. Он вырастает из христианства, но в поисках истины Борис Чичибабин не замыкается в рамках одной религии, одного философского течения, одной национальной культурной традиции. Среди поэтов-современников его выделяет тяготение к синкретизму в освоении духовного достояния различных народов при осмыслении универсальных начал бытия. Со временем художник приходит к убеждению, что «все религии истинны, хотя каждая из них берёт только одну сторону неделимого и вечного бытия, знания и блаженства», и каждая религия является, одинаково приемлемой дорогой, чтобы достичь Единого Бога». Произведения поэта запечатлевают воздействие на его душу не только христианства («Зине Миркиной», «Ежевечерне я в своей молитве» и др.), но и буддизма («Не от горя и не от счастья», «9 января 1983 года» и др.), даоизма («Ода тополям»). Аналогично отношение Б. Чичибабина к традициям различных национальных культур: русской, украинской, армянской, литовской, латышской, эстонской, еврейской и др. в его творчестве ощутим дух всечеловечности, благоговейного, обожженного отношения ко всему сущему как к священному явлению мировой жизни.
С позиций человека, впитавшего свет Божьей любви и благодати, оценивает Б. Чичибабин современную действительность. Поэт фиксирует «крушение гуманизма», утрату надёжных социально-философских перспектив как определяющую черту 20 столетиях:
.
Сбылась беда пророческих угроз,
И тёмных век бредёт по бездорожью.
В нём естество склонилось перед ложью
И бренный разум душу перерос.
Явись теперь мудрец или поэт,
Им не связать рассыпанные звенья.
Все одиноки – без уединенья.
Всё – гром и смрад, и суета сует.
.
Наиболее трагичным видится художнику положение собственной страны, находящейся под властью угрюм-бурчевщины. Б. Чичибабину невыносимо сознавать, что попирается Божий завет и человеческий закон, Россия превращена в один сплошной «город Глупов», щедринская фанстасмагория дожила до наших дней как зловещая реальность («Не говорите»). Поэт показывает, как извратила кровавая деспотия все естественные человеческие понятия, побуждения, отношения, к какому страшному вырождению привела.
.
Не дьявол и не рок, а все мы виноваты,
Что в сенени у нас – когда б хоть гордый! – чад.
И перед чванством лжи молчат лауреаты –
И физики молчат, и лирики молчат.
(…)
Я рад бы всё принять и жить в ряду со всеми,
Да с ложью круговой душе не по пути.
О, кто там у руля, остановите время,
Остановите мир и дайте мне сойти.
.
В отчаянье и скорби восклицает художник. Мысль Б. Чичибабина обращается за поддержкой к духовным пастырям Русской земли, её праведникам, страстотерпцам, для которых служение отечеству означало подвижничество во имя истины-добра. Особое место среди них поэт отводит создателям культуры – незримой духовной ауры, обволакивающей Россию, соединяющей землю с небом. Он переходит на язык пророков, религиозных учителей, насыщает произведения библейскими символами, поучениями, стремится достучаться до людских сердец. Б. Чичибабин клеймит молчаливое большинство, акцентируя со-виновность всех, кто мирится с бесчеловечностью.
.
.
Как праведников и мучеников нового времени изображает художник борцов с тоталитарным Франкенштейном. В стихотворении «Между печалью и ничем» из цикла «На память о семидесятых» Б. Чичибабин характеризует нонконформистскую интеллигенцию, используя образы из Нагорной проповеди Иисуса: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? (…) Вы – свет мира. (…) Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Прямые и скрытые цитаты из Библии («горсть» (соли), «горний свет», «принять печать», «обречённость кресту» и др.) дают поэту возможность показать духовные устремления людей, в аду политической бесовщины и морального разложения продолжающих дело Христа на земле, отстаивающих идеалы всечеловеческого братства, любви к ближнему, духовной свободы, готовых пострадать за Божью правду, искупить грех всеобщей покорности злу и лжи. От христианства Б. Чичибабина веет не смирением, не покорностью, а силой, мужеством, безграничной стойкостью духа.
.
Меркнут славы и стоны
На Господних весах.
На земле побеждённый
устоит в небесах – верит художник.
.
Средствами поэтического слова он ведёт борьбу за человеческие души, предрекает гибель творящим зло, воскресение и вечную жизнь праведникам, достойным бессмертия. Чичибабинская «правда наива» зовёт к возрождению общечеловеческих духовных ценностей, утверждению гуманистических принципов бытия.
Борис Чичибабин – не единственный, кто предпочёл безвестность, безденежность, жизнь «под колпаком» статусу лояльного поэта. Эпоха гласности одно за другим выявляет всё новые имена писателей, находившихся в оппозиции к существовавшему строю, гонимых, отверженных, но не сломленных тоталитаризмом.
.
.
.
Views: 1