Период гласности начался в СССР в пятидесятые… В этот период, начали создавать свои «живые» и открытые стихи молодые поэты. Об этом уникальном периоде, длившемся тридцать лет, и поговорим. Развитие свободного стихотворения в СССР…
.
.
Когда началось развитие свободного стихотворения?
Гласность приоткрыла завесу и над такой почти совершенно неизвестной сферой литературной жизни минувших лет, как российский поэтический авангард 50 – 60-х годов.
Именно в эти годы авангард в СССР переживает своё второе рождение, содействуя освобождению искусства от оков социалистического реализма, расширяя возможности художественного творчества. Однако идеологам тоталитаризма было сделано, кажется, всё для того, чтобы уничтожить эту ветвь независимой отечественной культуры, вынужденной уйти в «подполье», «самиздат» и «тамиздат». Длительное время поэтов-авангардистов лучше знали за рубежом, чем на родине. Только в последние годы их произведения начали проявляться на страницах печати. Вышли книги В. Сосноры «Возвращение к морю» (1989), Г. Айги «Здесь» (1991), сборники поэтов так называемой «лианозовской группы»: Е. Крапивницкого «Земной уют» (1989), Г. Сапгира «Московские мифы» (1990), И. Холина «Жители барака» (1990), Вс. Некрасова «Стихи из журнала» (1989), а также – сборники участников СМОГа: *
*СМОГ – Союз Молодых Гениев, первое в СССР в послесталинские времена неформальное объединение творческой молодёжи.
… В. Алейникова «Отзвуки праздников. Из книг 1964 – 1973 гг» (1990), О. Хмары «В часы бессонницы» (1990), напечатаны стихи основателя и лидера объединения Л. Губанова («Волга». 1990. №6; «Поэзия». 1990. №55; сб. «Живое слово», 1991). Неизвестного пока больше, чем известного, но постепенно тайное становится явным.
.
.
Развитие свободного стихотворения в 60-е
Развитие свободного стиха любого типа в 60 – 80-е годы оставалось на периферии внимания исследователей – не в последнюю очередь потому, что достижения верлибристов были малоизвестны, их произведения редко появлялись в печати. В последнее время положение становится ощутимей. Помимо книг Г. Айги («Здесь», 1991), Вс. Некрасова («Стихи из журнала», 1989), В. Куприянова («Домашние задания», 1986), К. Джангирова («Прикосновение», 1990), вышли сборники «Белый квадрат» (1988) и «Время Икс» (1989), а также «Антология русского верлиба» (1991), знакомящая с произведениями более 150 авторов. «Не слишком ли это много? – спрашивает составитель антологии В. Куприянов и отвечает: «Не слишком, если в ней впервые даётся выход многим из тех, кто в течение двадцати, а то и тридцати последних лет не мог напечатать ни строчки». И если случайные, может быть, обстоятельства позволили отдельным авторам издаваться за границей, то другие талантливые поэты только сегодня получили возможность о себе заявить.
О стойкости поэтов этого периода
Не устаёшь поражаться богатству отечественной поэзии, извлекаемому из-под спуда идеологических и эстетических запретов. Не устаёшь поражаться и стойкости художников, не сломленных ни репрессиями, ни замалчиванием, ни диктатом единомыслия, продолжавших писать так, как им повелевали ум, совесть, талант. Кажется, не так уж далёк от истины Вс. Некрасов, шутливо предсказывающий реакцию правнука, открывающего для себя «альтернативную» поэзию 60 – 80-х годов:
.
- О Боже –
Скажет –
Какой был век
Ведь золотой же
Был век!
.
Наше время
Сегодня можно, наконец, признать, не опасаясь причинить вреда её создателям, что именно литературе – терзаемой цензуре, запрещаемой, конфискуемой, загоняемой в подполье – принадлежала главная роль в идейной, философской, психологической подготовке общества к сокрушению тоталитарной системы. Свой вклад в раскрепощение умов внесла и русская поэзия.
.
.
Ныне запрещённая поэзия 20 – 80-х гг. занимает своё место рядом с честными, талантливыми книгами, созданными в прошлые десятилетия. Она не «отменяет» истинную поэзию минувших лет (тем более что в числе её создателей немало авторов «крамольных» стихотворений и поэм), а вместе с ней противостоит официальному искусстве, массовой культуре, различным суррогатам творчества. Но вернувшиеся произведения открывают такие качества русской поэзии 20 века, которые ранее игнорировались. Это – прежде всего – присущая ей трагедийность, ориентация её крупнейших представителей на гуманистические ценности христианства. Выясняется и степень участия русской поэзии в общемировом процессе обновления художественной культуры, в том числе – посредством обращения к модернизму и постмодернизму.
Литературная панорама оказалась гораздо более сложной, чем это принято было думать, а значение творчества целого ряда авторов, их «иерархия» — во многом иным, чем в официальной «табели о рангах». При этом, к тому же, следует учесть, что полная картина развития русской поэзии 20 столетия ещё не открылась и ближайшие годы внесут в неё свои коррективы. Однако уже и сегодня огромная ценность полученного наследия – историко-культурная, социальная, философская, религиозная, нравственная, эстетическая – несомненна. «Страна, в которой истребляли друг друга в течение полувека, боится вспоминать прошлое. Что ждёт страну с больной памятью? Чего стоит человек, у которого нет памяти?» — писал во «Второй книге» Н. Мандельштам. Ныне коллективная память нации, воплощённая в художественном творчестве, возвращается к народу, и это один из важных признаков начавшегося исцеления.
.
.
.
Views: 1