Итоговое сочинение для учеников 9 – 11 класса по теме – «Человек и мораль»… Как проявляется трусость и малодушие в жизни человека?
.
.
Трусость – не просто боязнь чего-то, не просто робость. Это то свойство души, когда человек осознанно отказывается от решительных действий. Причина отказа – страх. Качество человека, полностью противостоящее мужеству и смелости. Свою трусость, человек может обнаружить не только в сражении. Она проявляет себя в повседневной жизни и даже, в условиях нравственного выбора. Часто таковые размышления главного героя, можно встретить в художественной литературе. Например …
Первое, что приходит на ум – это роман Толстого «Война и мир». В этом романе своё малодушие, свою трусость, свой страх проявляет корнет Жерков, гусар, адъютант Багратиона. Как только он мог называться гусарским корнетом?
Достаточно вспомнить ситуацию, описываемую автором при Шенграбенском сражении. Генерал отправил корнета на левый фланг, дабы тот передал приказ об отступлении войска. Вот только корнет испытывал такой сильный страх, такую непреодолимую трусость, что приказ попросту не передал. Вот, как автор описывает его малодушие …
.
«…едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперёд, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания…».
.
И как раз в это самое время, русское войско атакуют войска французов. Это описывается в романе так …
.
«…Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского и гусарского полков, был расстроен…».
.
И как итог, в войсках возникла сумятица: в лес убежала пехота, сотни погибли. Из-за трусости, проявленной Жерковым, батарея Тушина поверглась огню французов, но держала оборону до последнего. В атаку пошли гусары, в сражении был ранен Николай Ростов … И всё из-за проявления малодушия одного-единственного труса.
.
.
О схожем нравственном выборе размышляет в своём романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Он правильно подметил, сказав как-то: «Трусость – самый страшный порок».
Нравственный выбор – одна из важнейших составляющих, описываемая в произведении. Достаточно вспомнить такой сюжет, созданный Мастером. На Иешуа Га-Ноцри Иуда делает донос. Бродячий философ доставлен на допрос к прокуратору Иудеи. Его обвиняют в подготовке разрушения Ершалаимского храма. Га-Ноцри говорит Понтию Пилату:
.
«Добрый человек! Поверь мне… рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины…», «злых людей на свете нет, есть люди несчастливые…».
.
Эти слова заставили Понтия призадуматься. Они побудили в нём то немногое, человеческое, что ещё оставалось в нём. И возникает выбор: оправдать, сохранив жизнь философу. Тем самым, пожертвовать своим положением, властью и благополучием?! Или всё же, обречь Иешуа на гибель … При этом, сохранив свою судьбу прежней.
Понтий Пилат сделал «свой» выбор – обвинив философа в подготовке преступления, выносит смертный приговор. И всё же, симпатия была у него к Иешуа. Прокуратор обратился с просьбой к первосвященнику Каифе — помиловать философа в связи с Пасхой. Но председатель Синедриона был в своём «выборе» непреклонен. Освобождают в честь праздник вовсе не Иешуа, а разбойника и убийцу Вар-раввана.
Прокуратор смирился с этим решением. И получается, проявил трусость. Показал Иешуа свою боязнь потерять привилегии, показал своё малодушие. Ради благополучия, уже оказавшимся не чем иным, как привычкой в ежедневности, он прошёл против совести.
Каков исход этой «ситуации» — бесконечные мучительные раскаяния Понтия Пилата. Они терзают его не сутки, не двое, а тысячелетия!
Авторская мораль такова:
.
«Никогда не идите против самого себя»
.
Что же получается? Проявление трусости – это зло? Да, зло, большое зло. Это страшный порок человека! Малодушие может привести к трагедии, у смерти, к душевному разладу.
Но каждый выбирает сам, как поступить и как с этим жить …
.
.
Views: 11