Максим горький

Анатолий Луначарский и Максим Горький — к истории литературных и личных отношений до Октября.

.

.

Пути великого писателя, основоположника социалистического реализма, и первого наркома просвещения Страны Советов, выдающегося литературно-художественного критика, организатора и теоретика социалистического искусства, шли рядом, пересекались на протяжении почти трёх десятилетий.  Их объединяло многое: общность идейно-художественных позиций, пребывание в рядах одной и той же партии, близость к её великому вождю, личная дружба и тесное сотрудничество и даже некоторые общие ошибки и заблуждения. Оба они оказали огромное, определяющее влияние на развитие советской литературы и искусства, шире – на развитие всей социалистической культуры.

Тот, кто изучает историю нашего культурного строительства, не может не заинтересоваться их личными и творческими связями и взаимоотношениями, тем более что творчество и деятельность каждого из них оставили заметный след в биографии другого.

Эти взаимосвязи не были ещё предметом специального исследования, а затрагивались лишь мимоходом, причём характеризовались порой довольно упрощённо: либо тот, либо другой изображались прямолинейно в роли учителя и наставника по отношению к своему соратнику. Для подобного освещения темы можно считать характерными, например, такие формулировки: с одной стороны «Луначарский, шедший во многом вслед за Горьким…»*, с другой – «критические оценки» Луначарского «в немалой мере способствовали творческому становлению писателя на позициях социалистического реализма»**.

*А. Кривошеева. Эстетические взгляды А. В. Луначарского. Изд. «Искусство», М – Л., 1939.

**Г. П. Курочкина. У истоков марксистской литературной критики. – В сб.: Литература правды и мечты. Кемеровск.книжн.изд. 1966.

.

Горький луначарский

.

Луначарский-критик говорил в своих статьях и устных выступлениях  множестве современных писателей и писателей прошлого, русских и зарубежных. Много статей и выступлений посвятил он Чернышевскому, Толстому, Чехову, Короленко, Андрееву, Серафимовичу, Брюсову, Маяковскому, Роллану, Франсу, но ни о ком из художников слова он не говорил и не писал так много, как о Горьком.

В известном библиографическом указателе «А. В. Луначарский о литературе и искусстве», составленном К. Д. Муратовой (Л., 1964), зарегистрировано два с половиной десятка статей, посвящённых творчеству Горького. А ведь, кроме того, были многочисленные доклады, лекции, рефераты, речи, не воспроизводимые в печати.

Максим Горький был для Луначарского не просто одним из писателей современности. «Я лично принадлежу, — признавался Луначарский, — как раз к тому поколению, для которого Горький был одним из самых ярких явлений его зари». (Из предисловия к книге: М. Горький, Собрание сочинений, изд. 2-е, т. 1. М-Л., 1931).

Молодой критик в те годы вёл борьбу в области философии против активизировавшихся реакционно-идеалистических учений, а в области эстетики – против антиобщественного и антиреалистического искусства декадентов, разоблачая несостоятельные претензии на красоту этой «худосочной музы, нашёптывающей больные сказки»*, с её «мистическим кокетством» и «кладбищенским духом»**.

*,,Образование,, 1902, №10

**,,У горна,, сб.№1, СПб, 1907.

С большим и сочувственным внимание следил он за творчеством писателей реалистического направления, но часто вынужден был констатировать, что они «не умеют, не смеют, не могут отразить движения  надежды носителей светлого будущего» («Правда», 1905, №9- 10). Он с сожалением отмечал, что современные критические реалисты подобно декадентам воспринимают действительность почти исключительно как тусклую обыденщину, а идеалы как нечто неосуществимое.

Критик говорил о необходимости появления иной литературы, «полной новых грёз и новых зорь», он ждал художника «со свежей душой, с соколиным полётом»,* который будет «трубить зорю и боевые марши», освещать путь тем, кто «хочет делать большое дело»**.

*,,Образование,, 1906, №2.

**,,Русская мысль,, 1903, №2.

Такого художника он почувствовал в лице Горького. За творческим развитием писателя Луначарский внимательно следит с момента появления его первых книг.

.

Луначарский

.

В ранних статьях Луначарский пользуется образами Горького для обозначения тех или иных социальных явлений. Например, в статье 1902 года «Морис Метерлинк» Луначарский, раскрывая облик современных буржуа, пишет: «Маякиных можно понять – они завоёвывают себе место под солнцем, но что делают сыновья и внуки Маякиных» (,,Образование,,1902, №10).

Тогда же критик обнаружил знакомство не только с известными произведениями Горького, входившими в его сборники или появившимися в виде отдельных изданий, но даже с некоторыми рассказами, оставшимися на страницах газет. Так, в одной из своих рецензий 1902 года на спектакли вологодского театра находившийся в то время в ссылке Луначарский упоминает ранний рассказ Горького «Как меня отбрили». Рассказ был привлечён для иллюстрации тяги массового читателя и зрителя не к реалистическому изображению окружающей будничной действительности, а к эффектной мелодраме или к романам с необычными героями и чрезвычайными происшествиями (,,Северный край,, Ярославль, 1902, №343, 31 декабря).

В программной статье «О художнике вообще и некоторых художниках в частности», появившейся в печати в следующем, 1903, году, содержится уже довольно развёрнутая характеристика и оценка основных мотивов первой горьковской пьесы «Мещане» (,,Русская мысль,, 1903, №2). Таким образом, Луначарский был первым критиком из социал-демократического лагеря, выступившим в печати с оценкой конкретных произведений Горького.

Этот факт замалчивался в те годы, когда значение деятельности Луначарского всячески преуменьшалось. Характерно, что в статье И. С. Эвентова «Максим Горький в оценке дооктябрьской большевистской печати» (М. Горький. Материалы и исследования, т. IV. М. – Л., 1951) имя Луначарского даже не упоминалось. В современном литературоведении приоритет Луначарского не вызывает сомнений, но порой картина оказывается неточной. Например, в одной из недавних статей о Луначарском мы встречаем ошибочное утверждение, будто начало высказываниям марксистской критики о творчестве Горького было положено выступление Луначарского с оценкой пьесы «Дачники» в 1905 году» (Г. П. Курочкина. У истоков марксистской литературно критики).

В положительных героях пьесы «Мещане», жизнерадостных носителях активной философии, стремящихся «вмешаться в самую гущу жизни… месить её и так и эдак», критик увидел нечто новое, принципиально отличное и от чеховских жалких меланхоликах и от андреевских мелодраматических индивидуалистов с их мнимой значительностью. Горьковскую пьесу Луначарский приветствовал и потому, что она проясняла для читателей социально-идейные позиции самого автора, отчётливо показывая, что он отнюдь не склонен удовлетворяться тем «проклинающим и горестным» романтическим протестом мещанского общества, которым ограничивались многие художники прошлого. В пьесе Горького Луначарский уловил и предвидение недалёкого будущего: критик утверждал, что важнейшую сцену, в которой Нил заявляет о своих правах на хозяйское положение в доме, зритель скоро увидит не только в театре, но и в реальной жизни.

Один из современных исследователей эстетических взглядов Луначарского – А. Лебедев – усмотрел в положительной оценке горьковской пьесы только панегирик голой жизнерадостности её героев, определяемый «абстрактно-биологическим критерием». По мнению этого автора, Луначарского привлекало в произведении Горького «боевое и яркое», независимо от того, на что и против чего оно направлено (А. Лебедев. ,,Эстетические взгляды Луначарского. Изд. «Искусство», М., 1962).

.

Луначарский и Максим Горький продолжение во второй части ...

.

.

Views: 22

От admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Please disable your adblocker or whitelist this site!

Our advertising blocks are unobtrusive and will not interfere with viewing the text.

.

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или занесите этот сайт в белый список!

Наши рекламные блоки ненавязчивые и не помешают просмотру текста.

Не копируйте текст!