В религиозных учениях Древней Индии понятие души занимает не последнее место. Например, в Индии усопших кремируют. Связано это с культом бога огня Агни, который владеет путём мёртвых. Он же и определяет, что в человеке является грешным, что праведным. В пепел переходит всё злое и чёрное, что могло быть присуще человеку, а очищенная огнём душа переносится в мир иной. Поговорим про … индуизм.
.
.
Вообще-то у индийцев имеется несколько мест, которые можно соотнести, назвав раем. Есть, например, рай бога Индры. Но в любом случае они являлись прибежищем мёртвых, и, по мысли индусов, попасть туда не так уж сложно.
Но стечением времени, кроме рая, в учении индуизма является и ад. Он стал необходим для того, чтобы умершие могли искупить свои проступки, грехи и прегрешения.
Без пыток там не обойтись. Для каждого вида грехов индуизм предусмотрел свои пытки. Убивал насекомых (а кто их не убивал?) – пожалуйте в преисподнюю, где служители будут изнурять «убийцу» бессонницей.
Отличие индуизма от всех других учений состоит в том, что, по индуизму, человеческая душа получает по заслугам и по итогам не только одной земной жизни, а за всё совершённое во многих жизнях одной и той же души, до того момента, пока человек не освободится от сансары (перерождения душ). Кстати, по индийским религиозным верованиям наказание за грехи можно понести необязательно в мифическом аду, а в очередной, земной жизни, ибо, по их философии, жизнь – сплошное мучение.
В пользу того, что душа всё-таки существует, говорит ещё один раздел индуизма, посвящённый переходу души человека в иной мир. После смерти душа находится в бесплотном неуспокоенном состоянии. В райских местах она наращивает себе тонкое тело. Это возможно лишь благодаря тому, что оставшиеся на земле потомки своевременно и сполна совершают определённые обряды. Без этого усопший остаётся бесприютным и бестелесным духом, что очень плохо. Душа может превратиться в злое существо и, вернувшись на землю, станет враждовать с людьми.
Одним из течений индуизма является учение кришнаитов, где достаточно полно разработана проблема трансформации состояния души человеческой. Согласно Ведам, душа человека не рождается и не умирает. Её нельзя ни описать, ни изучить, ибо это трансцендентно к материальному миру. В «Бхагават-гите» сказано:
.
«Подобно тому, как обусловленная душа переходит из тела ребёнка в тело молодого человека, а затем в тело старика, после смерти она переселяется в новое тело. Разумного человека не смущают эти перемена».
.
.
Кришнаизм строится на идее о переселении душ, которое происходит по закону кармы, о чём мы уже писали выше. То есть человек должен пожинать плоды своих дурных и хороших поступков. Недостатком этой идеи является то, что человек не помнит свои прежние жизни, следовательно, что и как исправлять в своей новой жизни, он не знает. Тогда каков смысл подобного многократного перерождения?
Идеологи кришнаизма считают, что греховный поступок не исправишь праведным, так как грех порождает дурные последствия, праведность – хорошие. В соответствии с высшими принципами ведической философии и хорошие, и плохие последствия нашей деятельности одинаково нежелательны, потому что и те и другие удерживают человека в материальном мире. А это уже является злом, ибо до тех пор, пока живое существо находится в этом мире, оно будет испытывать непрекращающиеся материальные страдания. Прекратить их можно лишь естественным путём в конце длинной цепочки перевоплощений.
.
.
.
Views: 20