Иосиф Бродский — анализ творчества … Полнее других издан И. Бродский, хотя произведения, вошедшие в его поэтические сборники («Осенний крик ястреба. Стихи 1962 – 1984 годов», 1990; «Назидание», 1990; «Часть речи», 1990), также не охватывают всего, написанного художником. Между тем на родине к его творчеству никогда не угасал, несмотря на то, что И. Бродского не печатали.
.
.
Однако до настоящего времени господствовал скорее миф о И. Бродском – полузагадочной фигуре на литературном небосклоне, первом среди современных русских поэтов, которого, тем не менее, мало кто из соотечественников читал. Нане всё отчётливее проступают реальные черты реальной личности, выявляются характерные особенности творческого облика поэта.
И. Бродский – представитель интеллектуально-философской поэзии ХХ столетия, преломивший в своём творчестве трагедийное мироощущение духовно свободной личности в эпоху «тотального, массового подхода к решению проблем человеческого существования». Он продолжил в русской литературе традицию, с одной стороны, «поэзии мысли», и прежде всего – обращённой к внутреннему миру человека поэзии Е. Баратынского, с другой – «поэзии чувства», и прежде всего – поэзии безмерной в своих духовных устремлениях М. Цветаевой. Это не значит, что И. Бродский учился только у них. В беседе с Т. Венцловой на вопрос, какие традиции русской поэзии он ценит и какие считает вредными, художник ответил:
« — Я вообще ценю все традиции русской поэзии.
— Решительно все?
— Решительно все.
— Включая Игоря Северянина?
— И Игоря Северянина, и даже верноподданнические стихи Тютчева …
— Крученых?
— Крученых не очень. Но дело в том, что всё это компоненты, которые создают некую общую картину. Например, от футуристов мне ничего не надо. Хотя я думаю, что у Маяковского я научился колоссальному количеству вещей. То же самое отчасти, хотя в меньшей степени, у Хлебникова».
Иосиф Бродский: анализ творчества. ТЕМЫ
Вместе с тем своим корням творчество И. Бродского уходит не только в российскую, но и в англо-американскую и польскую традиции интеллектуально-философской поэзии. Этому способствовали знание поэтом английского и польского языков, его переводческая работа уже в первые годы литературной деятельности. Симпатии художника достаточно определенны. Если говорить об английской поэзии, то ему близка традиция философского метафизического (Р. Фрост) и экзистенциального (Т. С. Элиот) размышления и окрашивающего его философского иронизирования (Д. Донн, У. Оден). Д. Донну и Т. С. Элиоту поэт посвятил стихотворения «Большая элегия Джону Донну» (1963) и «Стихи на смерть Т. С. Элиота» (1965), У. Одену – эссе. У своих российских предшественников И. Бродского наиболее интересовало воссоздание жизни души, у англо-американцев «он учился «сдержанности» в выражении поэтических чувств, «универсальному значению и тревожной примеси абсурда».
Что касается польской литературы, И. Бродский заявляет:
«Норвида считаю наилучшим поэтом ХlХ столетия – из всех мне известных, на любом наречии. Лучше Бодлера, лучше Вордсворта, лучше Гёте. Для меня, во всяком случае. Мне он больше других у нас Цветаеву напоминает…»
Тема античности в творчестве Бродского
Невозможно обойти также пристрастие И. Бродского к античности как к зерну, из которого выросла позднейшая европейская и американская культура, эталону в восприятии и философско-эстетическом отражении жизни. Эллинско-римскую культурную традицию поэт ценит даже выше христианской, ибо считает, что выраженное в ней мироощущение «более достоверно, более убедительно, нежели мироощущение, навязанное нам впоследствии культурной традицией христианства…». И. Бродскому дороги присущие античному искусству универсализм и политеизм (как синоним плюрализма), доверие к человеку как инструменту познания, здравый смысл, тонкое понимание человеческой природы, гармоническая ясность. Одно из самых блестящих произведений художника, преломляющих традицию античной поэзии, — «Письма римскому другу (Из Марциала)» (1972).
Скрещивание традиций античной и христианской (русской, английской, американской, польской) поэзии – классической (Овидий, Катулл, Марциал, А. Пушкин, Е. Баратынский, П. Вяземский и др.) и модернистской (О. Мандельштам, М. Цветаева, В. Маяковский, Т. С. Элиот, У. Оден и др.), — обогащённое собственными творческими открытиями, позволило И. Бродскому дать новое качество русской поэзии ХХ века, создать прецедент русской экзистенциальной поэзии. Всё более заметная с годами тенденция к модернизации поэтической речи парадоксальным образом соединилась в произведениях художника с «нормальным классицизмом», (это выражение Бродского из стихотворения «Одной поэтессе») выявляя мироощущение критически мыслящей личности в условиях глобальной деформации жизни.
.
.
Эпоха в творчестве …
Для И. Бродского принципиально важно не слияние со своей эпохой, а противостояние ей, поскольку принять господствующее в ней насилие, обезличивание человека, духовную нищету он не может. Важнейшее качество его личности – нонконформизм.
Обладая блестящими способностями и немалым честолюбием, И. Бродский тем не менее уже в юности отвергает любой из возможных вариантов карьеры. Ни один из них не имеет в его глазах никакой ценности, напротив – отождествляется с закрепощением личности жёсткой системой официальных отношений и государственных требований. Поэт предпочитает образ жизни маргинала (от лат. Margo, marginis – край), пребывающего «на обочине», в стороне от дороги, ведущей к успеху (в его общепринятом понимании), но сохраняющего независимость, свободу действий.
«Окончив семилетку, он работал на заводе, потом кочегаром в котельной (в отличие от нынешних времён это была настоящая кочегарская работа), санитаром в морге, коллектором в геологических экспедициях» — писал Я. Гордин «Дело Бродского», 1989 г. Это нередко удивляло, раздражало, воспринималось как вызов или юродствование: «Ну что ваш Бродский дурака валяет – работает каким-то истопником…» Или: «Бродскому взяться бы за ум…» — писал Я. Гордин.
Жизнь и Творчество Иосифа Бродского
Думается, самому И. Бродскому было безразлично, где зарабатывать на жизнь, при одном условии: работа не должна была быть связана с возможностью идеологического насилия над его душой. Отдавая в наём руки, он охранял от каких-либо посягательств свой внутренний мир. Аналогичный подход определял отношение И. Бродского к учёбе. Окончанию школы, где пышно процветали ложь, догматизм, казенщина, он предпочитает самообразование, наиболее интенсивно изучает литературу, философию, иностранные языки. Основательность полученных знаний позволила И. Бродскому впоследствии заняться преподаванием литературы в различных университетах США, написать множеств литературно-критических эссе, переводить с польского и английского. книга эссе И. Бродского «Less than One» в 1986 г. была удостоена в США премии как лучшая литературно-критическая книга года.
В юности же И. Бродского, по свидетельству Т. Никольской, изгоняли из студенческих залов Публичной библиотеки в Ленинграде с чужим читательским билетом.
«Будущий профессор не ухитрился в своё время побывать в студентах. Приходилось образовываться самостоятельно и нелегально» — писал В. Уфлянд «Белый петербургский вечер 25 мая», 1990.
Перефразируя А. Битова, И. Бродский образовывал, то есть создавал, лепил, творил самого себя, а не просто овладевал знаниями. Опора на самого себя – свой ум, волю, энергию, талант – такова принципиальная жизненная позиция, избранная поэтом уже в юности. Её порождало прежде всего чувство несовместимости с окружающей средой, по отношению к которой И. Бродский чувствует себя «чужим». Поэт не признаёт над собой власти законов и представлений, порабощающих человека. В отличие от большинства шестидесятников, в течение десятилетий в несколько этапов преодолевавших свои иллюзии, молодой И. Бродский сразу же и целиком отвергает тоталитаризм как систему, враждебную культуре и человеку, живёт так, как будто не принимает её во внимание. «Бешено отстаивая собственную независимость, он отстаивал независимость человека вообще», право личности и на индивидуальность.
Иосиф Бродский: анализ творчества. Политическая тема …
Попытка быть свободным в несвободном обществе среди людей, привыкших к тоталитарной узде, не могла не вызвать настороженно-враждебного отношения, которое нарастает по мере того, как И. Бродский становится всё более заметной фигурой в кругах ценителей поэзии. Его не только не издают, но подвергают преследованиям (два ареста, судебное глумление 1964 года, ссылка, угрозы, побудившие в конце 1972 года уехать из СССР). До физической расправы не дошло, но художник постоянно жил в условиях психологического террора.
Политическая тематика не занимала в творчестве И. Бродского большого места, однако недоброжелателей пугал сам дух его поэзии.
Продолжение следует …
.
.
.
Views: 33