Юлий Даниэль — — — — Стихотворение Ю. Даниэля «Ах, недостреляли, недобили!» (1988), напротив, представляет собой монолог защитника старых порядков, не приемлющего либеральных веяний в стране, отвергающего гласность, демократизацию, соблюдение конструкционных норм жизни.
.
.
Во всём этом герой видит едва ли не подрыв устоев, покушение на незыблемые некогда установления тоталитаризма, которые и олицетворяют для него социализм. Он предпочёл бы вести народ к коммунизму под дулом пистолета, видя в нём универсальное средство разрешения всех возникающих проблем: экономических, политических, культурных. Не исключено, что герой произведения искренне считает себя правоверным революционером, отождествляя научный социализм с ортодоксией, идейную убеждённость – с верностью окаменевшим догмам, партийную дисциплину – с механическим исполнительством, беспощадность к врагам – с правом истребления сколь угодно большого числа «без вины виноватых» мужчин, женщин, стариков, подростков, детей, приносимых в заклание экстремистскому политическому курсу. Человек с изуродованным, извращённым сознанием, привыкший к роли хозяина положения, при котором критика ошибок и упущений расценивалась как антисоветизм, а безмолвие онемевших от ужаса людей – как знак одобрения, он не хочет замечать ни расхождения идеалов с действительностью, ни страданий и мук терроризируемого народа. Ему, показывает поэт, и сегодня всё ещё мало крови, кругом он видит крамолу, и, втянутый движением истории в круговорот современных дел и событий, герой Ю. Даниэля указывает привычный выход из всех затруднений: репрессии. Так, бывшая некогда «детской», «болезнь левизны» в коммунизме, пройдя прививку сталинской диктатуры, трансформировалась в застарелый недуг командно-административной системы – «чрезвычайщину».
Юлий Даниэль мастерски воспроизводит характерные особенности лексики и фразеологии героя-сталиниста, отражающие его социальный и нравственный облик, склад ума, уровень культуры, психологию. Герой как бы изливает близкому по духу собеседнику наболевшее, неоднократно продуманное, не дающее покоя. Речь его выдержана в непринуждённом разговорном ключе, полна энергии рвущегося наружу злобного сожаления о том, что даже твёрдая сталинская рука не смогла полностью истребить всех непослушных, осмеливающихся самостоятельно рассуждать, требовать защиты своих гражданских прав и свобод:
.
Ах, недостреляли, недобили!
Вот и злись теперь и суетись,
Лезь в метро, гоняй автомобили,
У подъезда за полночь крутись.
Ах, недодержали, недождали,
Сдуру недовыдавили яд!
Дожили: заветные скрижали
Отщепенцы всякие чернят.
Чуть прижмёшь – кричат:
— Суди открытым!..
Песенки горланят белым днём,
Письма пишут… Что ни говорит там,
А при Нем…
(Юлий Маркович Даниэль «…А нужно ль былого чураться?», 1988)
.
.
Варьируемые в произведении повторы не только безошибочно указывают на профессию героя стихотворения, но и свидетельствуют о том, что он совершенно не переменился со времён, когда «загодя могли связать узлом»: первые строчки в унисон перекликаются с последними. В них в сконцентрированном виде отразилось жизненное кредо человека, сроднившегося с конвейером массовых репрессий, утратившего представления о добре и зле. О людях он говорит как об обречённой на убой скотине («недобили»), неистощим в перечислении разновидностей карательных мер, обрекавших на муки и смерть («недостреляли», «недобили», «недодержали», «недожали», «недовыдавили», «недогнули», «недоупекли»). В своего рода лирическом отступлении на тему: «А при Нём» — герой стихотворения с упоением вспоминает размах деятельности («От Владивостока до Джанкоя») по наведению «порядка» в стране:
.
Что не так – пожалуйте в товарный
Пайку выковыривать кайлом!
.
Но тот Большой Лесоповал, о котором идёт речь в произведении, воспринимается как аллегорическое обозначение страшных жертв, понесённых народом в годы, кажущиеся герою идиллическими. С неотвратимостью наказания за любое отклонение от требований тоталитарного режима связывает герой чистоту идейных устремлений и даже патриотизм советских людей (понимая его как публичную демонстрацию любви к правительству во время праздничных шествий):
.
А зато – и Родину любили,
Транспаранты в праздники несли!
Ах, недостреляли, недобили.
Недогнули, недоупекли.
.
Ю. Даниэль создал выразительный образ ни в чём не раскаявшегося, ничего не осознавшего «Сталина в миниатюре», показал всю опасность владеющих им представлений.
.
.
.
Views: 6