Мир вещей имеет огромное значение в поэме. Он очень точно характеризует людей, описанных в ней. Здесь показаны три типа людей: чиновники, помещики и буржуазия в лице Чичикова. Как мне кажется, основным является описание помещиков и их мира, в том числе и вещей.
.
.
Каждому помещику в “Мертвых душах” соответствует свой мир вещей. Видимо, Гоголь хотел, чтобы читатель обратил на это внимание. Ведь в сцене встречи Чичикова и Собакевича он упоминает о сходстве мебели с самим помещиком. Каждый стул, казалось, говорил, что он тоже похож на Собакевича. Разберем мир вещей каждого помещика.
Итак, Манилов. Обычный человек того времени. Прожектер, который своей кажущейся добротой пытается скрыть леность ума и сердца. И вещи под стать ему. В его доме все остается на месте, ничего не меняется. И достаточно один раз окинуть взглядом его гостиную, чтобы понять, что за человек перед нами. Погибший, бесполезный для общества человек. А если обратить внимание на кресла, которые уже два года “еще не готовы”, то можно говорить о бесхозяйственности и полном разгильдяйстве Манилова.
Следующий представитель помещиков – Коробочка. Узнав о ее вещах, мы абсолютно безошибочно разгадаем и ее характер. Прежде всего, о фамилии – Коробочка. Сразу же приходит на ум слово “ограниченная”. И верно, она ограниченная, “серая” старушонка. Мир ее вещей точно такой же. Мещанская, обывательская обстановка ее дома очень точно описана Гоголем. Какие-то занавесочки, картинки и “невозможно было более ничего заметить”. Все аккуратно разложено по коробочкам, по ящикам, и суждено этому всему пролежать там до самой смерти хозяйки.
Самый современный, живой и актуальный тип – это Ноздрев. Его имущество всегда находится в полном беспорядке. Он накупает кучу ненужных вещей, которые вечно разбросаны тут и там, и характеризуют его как безалаберного человека. Но его безалаберность другого типа, чем у Манилова. Если Манилов просто пустил все “на самотек”, то Ноздрев активен. Мир его вещей постоянно обновляется, причем сам хозяин не знает, каков будет этот мир на следующий день. Бедственное состояние его земли подтверждает удивительную бесхозяйственность Ноздрева. Их всех типично русских характеров, выведенных Гоголем в своем произведении, Ноздрев самый животрепещущий. Я абсолютно убежден, что в большинстве людей, образно выражаясь, живет Ноздрев, то есть человека бросает из крайности в крайность, из стороны в сторону.
Четвертый помещик – Собакевич. Про его вещи я уже упоминал. Все они были большие и неуклюжие, как и сам Собакевич. Все в комнате было так прочно скроено или крепко сбито, что, казалось, все вещи говорили, что они тоже похожи на Собакевича.
И последний представитель ряда помещиков, нарисованных в поэме, — Плюшкин. Сам Гоголь написал, что Плюшкин – это “прореха” на человечестве. Действительно, посмотрим на его вещи: все покрыто плесенью, все переломано, все сгнило. Его деревню можно назвать “прорехой” на планете. Все его вещи свалены без дела в кучу, как и сам Плюшкин, который живет ради этих вещей и больше ни для чего.
Все эти описания показывают, как удивительно Гоголь понял жизнь русских помещиков, показал их основные черты характера и наделил ими своих героев, конечно, “сгустив краски”. И каждому герою неизменно сопутствует мир его вещей, тот мир, в котором он живет. Тот единственный и неповторимый, который каждый создал “по образу и подобию своему”, тот, который часто превращается в цель существования или заменяет людей.
.
.
Views: 9