Готовый шаблон: Сочинение для 11 класса по теме «Дьяволиада в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита».
.
.
.
.
Нигде не прикоснулся Воланд,
булгаковский князь Тьмы, к тому, кто
сознаёт честь, живёт ею и наступает.
П. Палиевский.
.
.
Дьяволиада – любимейший из литературных мотивов драматурга. А в этом романе, как подметил литературный критик, мистификация играет главную, правдивую роль. Дьявольский смысл Михаила Афанасьевича служит ярким фактом насмешливого и гротескно-фантастического раскрытия противоречий реальности. Булгаков показывает в своём романе, как витающий над Москвой Воланд, карает грозой людей непорядочных, лживых, глумливых. И что же видит читатель? Он обнаруживает то, что Дьявол и Воланд, ну совсем не похожи! Мессир получился в романе…слишком правильным.
Так это, или как-то иначе, но фигура Воланда получилась у драматурга мощной и пластичной, при этом, у читателя он вовсе не вызывает неприязни. А фантастический поворот действия, позволил читателю заглянуть в «закулисья» дьяволиады и взглянуть на галерею героев неприятного полка. Как же так? А просто Булгаков резко обнажил порочность, как интеллигенции, так и простого люда, да и каждого, кого охватило социалистическое сумасшествие.
Внезапно проявляется всё естество всех этих магарычей и берлиозов, никаноров и алозиев, латунских с майгелями и прочих, и прочих, как только они повстречались с нечистой силой. Воланд с помощниками, прямо в столичном варьете, провёл сеанс чёрной магии, тем самым, в самом прямом смысле, для некоторых и в переносном, он «раздевает» зрителей. Каждая из жертв мессира – строго избирательна. Кто же их избрал и подставил под карающую силу? Сам автор, согласно своей этике. При всей видимой силе Воланда, герой всё-таки сохранил традиции литературной художественности до конца романа, он был подчинён авторскому замыслу. А замысел заключался в обличении пороков.
Но не так страшен Воланд героям, получается так, что Дьявола не существует, по крайней мере, для автора, как впрочем, и Бога, как боятся они какой-то иной веры. Вера в нерушимость души человека, нравственных устоев и вера в исторического человека. Хотя Берлиоз повествует подозрительному человеку о том, что когда-то было, а чего никогда и не происходило, и полностью отрицает любые сказки о Божествах. Он попросту использует этот разговор для своей корысти. И уж совсем неслучайно в романе упоминается имя Канта, потому как драматург солидарен с мыслями немецкого философа. А именно, в том, что нравственный закон находится внутри каждого человека и он не должен зависеть от того религиозного кошмара, коим пугают; от того возмездия грядущего, от того страшного суда, перед которым придётся предстать каждому. И вот эта язвительная параллель легко усматривается в смерти атеиста, который возглавлял МАССОЛИТ.
Автор органично ввёл в свой роман историческую нить: прокуратор Иудеи, Понтий Пилат, который именно по воле самого Булгакова, ведёт разговор с Иешуа (Иисусом). Данная ситуация, так же является частью литературной мистификации, потому как помрачения, искушения и тому подобное, испытывает душа прокуратора. Если вникнуть в смысл, то прокуратор – это такой же Воланд, только в своём мире, в своё время. И ради сохранности порядка в городе, ему приходится проявлять жестокость к своим подчинённым. И он сочувствует Иешуа, но понимает, что не пришло ещё время для такого рода людей, для создания такого общества. И всё-таки, пойти на конфликт со своей совестью, он так же не может, по этой причине и даёт Иешуа шанс – быть свободном.
В образе прокуратора скрыт сам автор, и в этой роли он осуществляет свой замысел: примирить с окружающим миром личность. Воланд проявляет сочувствие к несчастным людям, которые казнили Иешуа по недоумению, и Иешуа Воланд так же сочувствует.
«Боги, боги! — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, человек в плаще, — какая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?»
Что читатель видит, прочитав роман до конца? Что и Дьявол, и Бог мучительно заняты созданием мира и гармонии в нём, включая и … мир людей.
.
Сочинение для 11 класса
.
.
.
Views: 9