Шаблон готового сочинения для 9 класса по русской литературе. Тема свободы в лирике Пушкина.
.
.
Тема свободы в лирике Пушкина
.
Эпиграф
“До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей”.
Сергей Есенин
Под философской лирикой Пушкина я понимаю стихотворения, посвященные свободе, которым отводится доминирующая место в творчестве. По ним можно наблюдать, как меняется воззрение Пушкина на тему свободы. И если в начале творческого пути он еще допускает политическую свободу с согласия царя, то в конце, или ближе к концу, Пушкин уже полностью отрицает самодержавие.
Начинается эта тема в ранних стихах послелицейского периода. Вся лирика политическая, речь в ней идет о политической несвободе, автор пока не поднимается ни до каких философских обобщений и вопросов. И к читателю молодой поэт обращается прямо, то есть читателю думать не надо. Характерные стихотворения этого периода “К Чаадаеву” – романтическое произведение, героем (автором) владеет “одна, но пламенная страсть” – жажда свободы, основная мысль уничтожение самовластья ради свободы, “Сказки (Noёl)”- острая политическая сатира, “Деревня” – стихотворение, призывающее к конституционной монархии. Но и за эти произведения Пушкин был сослан на юг.
Впервые тема свободы становится философской в стихах периода южной ссылки. В стихотворении “Свободы сеятель пустынный …”, предельно мрачном и безнадежном, содержится не только убежденность в том, что народ не готов к освобождению, не испытывает нужды в нем, ибо привык быть рабом, но о осознание бессмысленности героических усилий и самопожертвования интеллигенции, вступившей в борьбу против рабства. “Я вышел рано, до звезды; <…> в порабощенные бразды бросал живительное семя – но потерял я только время, благие мысли и труды … ”. Отчаяние и смертная тоска владеют душой лирического героя. В этом стихотворении впервые ставится вопрос и духовной свободе.
После ссылки Пушкин вернулся к теме декабризма и написал стихотворения: “Арион” и “В Сибирь”, посвященные сосланным революционерам. И хотя первой аллегорично, но ни в “Арионе”, ни в послании “В Сибирь” опять нет никаких тайн. Все ясно. В стихотворении “Арион” Пушкин говорит, что душа, рожденная свободной (а чем талантливее человек, тем более свободен он внутренне, духовно), не может отказаться от борьбы за свободу ( как могло показаться при чтении стихотворения “Свободы сеятель пустынный …”). А в стихотворении того же 1828 года “В Сибирь” впервые звучит мысль о полной независимости поэта от суда и мнения царей, властей, цензур: “Как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас ”.
“Анчар (1828)”. Стихотворение – обобщение, в котором Пушкин рисует черную картину самого страшного в мире зла – самовластья, власти человека над человеком, которые губят человека в тиране и в рабе. “Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек …”.
Конечно же, это стихотворение не о российском самодержавии. Это философское осмысление главной трагедии в жизни человечества: насилия над личностью, которая по законам природы свободна, ведет к духовной гибели личности, а значит и человечества.
.
.
Итак, высшей святыней, по Пушкину, является личность, на которую посягать не имеет право никто.
В философской лирике тридцатых годов особое внимание Пушкин уделяет теме поэтического творчества, вопросу о высокой миссии поэта на земле.
Стихотворение “Пророк” (1826). Одно из первых на эту тему. Поэт – пророк, посланник Бога на земле. “Сын небес”.
Стихотворение “Чернь” (“Поэт и толпа”) (1828). Пушкин отказывается писать в угоду светской черни, то есть своего окружения, так как толпа хочет видеть пользу от искусства. А Пушкин утверждает, что поэт выше толпы, и отвергает идею рациональности, полезности творчества. Свободно лишь то искусство, которое служит высоким идеалам и идеалам красоты: “не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
Стихотворение “Поэту” (1830). Пушкин разрушает все границы, разрывает все рамки зависимости поэта от окружающего его общества: “поэт, небес избранник”, — “сам свой высший суд”, ибо “всех строже оценить умеет он свой труд” и если он своим трудом доволен, то все остальное не имеет никакого значения.
Поэт свободен от царей и цензоров, от социального режима и от суда черни. ОТ хвалы и хулы современников: “Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум”. Его талант ни от кого не зависит и принадлежит векам. Именно по причине этой избранности настоящий большой поэт всегда обречен на одиночество. (“Ты царь: живи один”). Беспредельная свобода – высшее счастье свободного творчества и величайшая трагедия — непонимание современников. Осилить это может только гений, “небес избранник”.
Последнее слово обо всем этом, прямое и однозначное, сказал А.С. Пушкин в стихотворении “Из Пиндемонти” (1836).
“Зависеть от царя, зависеть от народа – не все ли нам равно? Бог с ними. Никому отчета не давать, себе лишь самому служить и угождать; для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам, и пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! Вот права …”.
Особое место в философской лирике Пушкина занимает стихотворение, написанное за несколько месяцев до гибели, “Памятник”. Это завещание всем поэтам всех времен. Стихотворение написано для себя (ибо это исповедь, подведение итогов своего двадцатилетнего творчества) и для потомков (прежде всего поэтов), и носит предельно обобщенный характер и предельно откровенно. Что может быть выше, благороднее, гуманнее того, что сделано Пушкиным? “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал”. Эту величайшую миссию и “венец терновый” он завещает поэтам следующих веков.
Своими произведениями Пушкин задевает какие-то глубинные струны души, создаёт удивительное чувство. Поэтому я очень люблю читать его стихотворения, особенно философскую лирику.
.
Тема свободы в лирике Пушкина
.
.
Views: 9