Определяя общие принципы эстетического отношения к действительности, метаметафоризм оставляет своим приверженцам широкий простор для творческих исканий и новаций. Своя манера, своё лицо – у поэта А. Парщикова. = Парщиков Стихи =
.
.
Если судить по первой публикации по первой публикации в сб. «Тверской бульвар, 25» (1982), А. Парщиков испытал воздействие условно-примитивистских стихотворений раннего Заболоцкого:
.
Бегун размножит веером легко
От бёдер дополнительные ноги,
Сам за собой построится гуськом
И дышит сам себе в наспинный номер.
(Парщиков А. ,,Голоса молодых,, 1982)
.
К. Ковальджи отмечал: «А. Парщиков считает, что центр – в каждой детали, картина создаётся из равнозначных миров. Его метафоры зримы до наглядности, но совмещены, как в кобинированной съёмке» (Ковальджи К. ,,Впереди – дорога,,). Однако в дальнейшем стилевая манера А. Парщикова в значительной степени меняется, что отразили подборки его произведений в «толстых» литературно-художественных журналах и альманахах, «Дне поэзии 1988», сборнике «Порыв» (1989), собственной книге стихов «Фигуры интуиции» (1989). Чисто иронические стихи появляются у поэта реже (хотя по-прежнему ирония – одна из составляющих его стилевой манеры), большее место начинают занимать размышления о жизни. Поэт нередко отказывается от использования стиха классического типа, рельефной обрисовки образа, чёткой смысловой завершённости строф.
.
.
Появляются как бы «недопроявленные», бессюжетные, нуждающиеся в «расшифровке» поэтические тексты с усложнённой образной системой. Предметы, явления, существующие между ними связи, характеризуются в них через многоступенчатую систему тропов, обнаруживая приблизительность, неполноту наших знаний и представлений. На первый план выдвигается сам процесс рефлексии, постижения автором определённых сторон жизни, в котором ведущая роль принадлежит интуиции. «Безотчётное, стихийное, непосредственное чувство, основанное на предшествующем опыте и предсказывающее правильное понимание» (интуиция \\ словарь русского языка, 1957), подчиняет себе и направляет поэтическую мысль художника. В стихотворении А. Парщикова «Деньги» читаем:
.
У нас есть интуиция – избыток
Самих себя.
(Парщиков А. «Деньги» \\ Порыв. Новые имена: Сборник стихов. 1989)
.
Интуиция в трактовке А. Парщикова – это уникальное духовно-психологическое качество, позволяющее лучше понять мир, людей, самих себя, «скрытый, бессознательный первопринцип творчества (Фрейд)» (Философский энциклопедический словарь, 1989). Её значение втор проясняет, сопоставляя с другой, главной для многих ценностью – деньгами. Отношение к деньгам – это и оценка ,,стоимости,, человека, и ключ к постижению созданной им цивилизации. А. Парщиков использует фантастическое допущение, помещает лирического героя в некое условное измерение, где смысл существования определяют деньги, господствует культ наживы. Изображение на денежных купюрах приобретает объём, материализуется, оживает; попавший сюда герой стихотворения получает возможность постичь механизм установления и перераспределения финансовой, а с ней и всякой другой власти в мире. Проблема господства денег над душами людей тесто связывается с вопросом о будущем человечества, о перспективах исторического развития.
.
Мешок с деньгами, по представлениям поэта, определённым образом характеризует социально-экономический статус, а не внутреннюю сущность человека, не делает его богаче духовно. Напротив, культ мамоны предполагает поклонение «пустоте», так как деньги не имею какой-либо гуманитарной ценности. Доныне «духовная буржуазность» как «совершенно особый феномен, отличный от социальной буржуазности и не связанный обязательно ни с каким классом» (Бердяев Н. ,,Христианство и классовая борьба \\ Искусство Ленинграда. 1990), стихотворения она чужда, отвратительна. Диктатуре трояка – червонца – четвертака, то есть бездуховности, меркантилизму, расчёту, узости, ограниченности умственного кругозора, противопоставляются бескорыстие, понимание и верность в человеческих взаимоотношениях, полёт творческой мысли. Господство «духовной буржуазности» автор не распространяет на людей, существующих в принципиально иной системе ценностей, понимающих прогресс как нравственное и культурное совершенствование человека:
.
Нас круговодит цель и замыкает в нас
Холодную личинку новой цели,
Дух будущего увлекает глаз;
Сравненье целей порождает цены.
.
Сравнение целей вечно собой неудовлетворённой, ищущей творческой личности и человека, всецело поглощённого наживой, вскрывает ущербность жизни, лишённой духовного начала, высоких стремлений, замкнутой на обогащении и потреблении. Преодоление «буржуазности души» А. Парщиков видит в обретении полноценного смысла существование, а приоритете духовных запросов над материальными потребностями человека.
Художник поэтизирует свободную, «многомерную», всесторонне развитую личность, обладающую тонкой душевной организацией, прочно устоявшимися нравственными принципами, уже на уровне интуиции способную постичь фальшь псевдоценностей и инстинктивно отшатнуться от них.
В стихотворении нет назидания, указывающего перста. Метафорический язык А. Парщикова придаёт произведению объёмность, пространственность, разомкнутость. По-видимому, автор рассчитывал на многовариантность прочтения «Денег» и не был бы против, если бы по его канве каждый «вышивал» в силу собственного разумения. Произведения поэта открывают для этого широкие возможности, чему способствует «блуждание» рефлексирующей мысли как основной структурообразующей принцип целого ряда стихотворений. Если в «Деньгах» она скитается в некоем фантастическом измерении, то в «Дачной элегии» скользит в реальности полуяви-полусна, вызванной размышлениями о «беге» жизни, неотвратимости смерти. Пространство стихотворения вглубь и вширь. В сознании героя переплетаются настоящее и прошлое, обыденное и фантастическое. Приморский дачный пейзаж неожиданно приобретает глобальный масштаб, описание наступающей ночи переходит в тревожно-загадочную символическую картину.
Герой стихотворения – властелин, пик жизни которого – сила и слава – позади. Он одинок и, кажется, несчастен, весь поглощён предстоящим расставанием с этим миром. Слух и зрение как бы помимо воли человека привычно «обшаривают» обжитое окружающее пространство, но мысли его заняты другим. Будто заведённая мина тикает в сознании героя: «Сила уходит». Речь идёт не только о силе жизни, постепенно оставляющей дряхлеющего человека, но и о том могуществе, которое давала власть, на что намекают обрывочные воспоминания:
.
Вспомни, начальник, как грело мерцанье посула –
Юность, ватага Катулла, загадка вина!
Можно махнуться любимыми в этом Египте
Или заочно для кайфа – скелетами,
Может быть, станет политика гибкой,
Но продолжал он указами драться с памфлетами.
Раньше был воздух рук вокруг, хоры с подносами,
С отвесными косами, напоминающими сверло,
Врачи со шприцами, пионерки с розами,
Таблетки японские, чтоб не развзло.
(Парщиков А. ,,Дачная элегия,,\\ Порыв. Новые имена)
.
Использование примет различных исторических эпох позволяет понять, что речь идёт не о какой-то конкретной личности, а об определённом человеческом типе – типе «хозяина» жизни, триумфатора и победителя, получившего от судьбы всё, что хотел. Однако уподобление героя Голему – «пробному», неудавшемуся Адаму, глиняному великану, неспособному к речи и не обладающему душой, — свидетельствует о том, что перед нами, в сущности «недочеловек», лишённый гуманных чувств, возвышенных, благородных порывов, сомнений ищущего ума. Хотя автор и не пишет об этом, легко можно представить, чем оборачивалась для людей власть такого «начальника». Не случайно как его «наушница» упомянута леди Макбет.
.
.
Утрата власти для героя стихотворения равноценна концу жизни – он не знает, чем заполнить своё существование, не в состоянии заняться чем-то полезным, необходимым ему самому. «Надо бы точку поставить, а он запятую», — продолжает длить своё бессмысленное пребывание на земле, настигнутый новыми, непривычными переживаниями:
.
Всюду вечность мелькает, и от этой щекотки
Задыхается время и выбранный мною тип.
.
Контраст вечного – звёзд, моря, скал – и житейски-бытового «хлама», окружающего героя, проходит через всё произведение. Престарелый властитель начинает догадываться, что вечность ему не суждена. Природа как будто выталкивает его из своей среды:
.
А теперь вокруг пальца обводит его вода,
Исказясь, от него отвернулись камни.
.
Автор стремится напомнить: пустота прожитой жизни оборачивается бесследным растворением человека во времени и пространстве, как будто он никогда не существовал на земле. В полной мере феномен самораспыления оттеняет смерть гения, завершающаяся его воскрешением для бессмертия. Духовные и материальные ценности, созданные гением, становятся составной частью жизни не только современников, но и последующих поколений, достоянием всего человечества. Так, после смерти Леонардо да Винчи остались не только шедевры живописи, но и 7 тысяч страниц записных книжек и рукописей, в которых найдены чертежи «птицелёта», парашюта, вертолёта, подводной лодки, автоматического ткацкого станка, печатных и землеройных машин, металлургических печей, прокатных станов и т.д. Значение идеала обрела сама личность титана духа, соизмеряемая А. Парщиковым с явлениями космического плана:
.
<…> Когда уходил Леонардо,
В обмен насыщались народы, пейзажи щедро,
Его пропускали в себя оболочки и ядра,
Как сфера пытливая, от прогибался от ветра,
Наделяя величием свет, дирижабли, луны,
Он шёл, будто против взбешённой форсунки,
Шёл в гору и словно собою натягивал струны.
.
В изображении А. Парщиков Леонардо да Винчи как бы растворяется в природе и истории, наполняя собой, и, распадаясь «на атомы», вступает в новые связи с миром, меняя его облик. Он шагает в стихотворении прямо в небо, преодолев законы гравитации. Пример Леонардо – укор не только герою-антагонисту, но каждому, кто не в состоянии вырваться из-под власти собственных пороков, уродующей человека государственной системы:
.
Гравитация – вот кто! – нас держит на привязи.
В чуткой схваченности шелохнёшься едва.
.
«Гравитация» — сила деспотизма, косности, привычек, безволия, страха, мешающая воспарить духом, нарушить устоявшийся порядок вещей.
Путь преодоления «гравитации», согласно А. Парщикову, — в накоплении духовной мощи, позволяющей противостоять приземлённому существованию, уравновешивать трагедию ухода значимостью сделанного на земле. Этот путь-идея близок и другим метаметафористам.
.
.
.
Views: 13