Алексей парщиков

Определяя общие принципы эстетического отношения к действительности, метаметафоризм оставляет своим приверженцам широкий простор для творческих исканий и новаций. Своя манера, своё лицо – у поэта А. Парщикова.  = Парщиков Стихи =

.

.

Если судить по первой публикации по первой публикации в сб. «Тверской бульвар, 25» (1982), А. Парщиков испытал воздействие условно-примитивистских стихотворений раннего Заболоцкого:

.

Бегун размножит веером легко

От бёдер дополнительные ноги,

Сам за собой построится гуськом

И дышит сам себе в наспинный номер.

(Парщиков А. ,,Голоса молодых,, 1982)

.

К. Ковальджи отмечал: «А. Парщиков считает, что центр – в каждой детали, картина создаётся из равнозначных миров. Его метафоры зримы до наглядности, но совмещены, как в кобинированной съёмке» (Ковальджи К. ,,Впереди – дорога,,). Однако в дальнейшем стилевая манера А. Парщикова в значительной степени меняется, что отразили подборки его произведений в «толстых» литературно-художественных журналах и альманахах, «Дне поэзии 1988», сборнике «Порыв» (1989), собственной книге стихов «Фигуры интуиции» (1989). Чисто иронические стихи появляются у поэта реже (хотя по-прежнему ирония – одна из составляющих его стилевой манеры), большее место начинают занимать размышления о жизни. Поэт нередко отказывается от использования стиха классического типа, рельефной обрисовки образа, чёткой смысловой завершённости строф.

.

Parshhikov pojet stihi

.

Появляются как бы «недопроявленные», бессюжетные, нуждающиеся в «расшифровке» поэтические тексты с усложнённой образной системой. Предметы, явления, существующие между ними связи, характеризуются в них через многоступенчатую систему тропов, обнаруживая приблизительность, неполноту наших знаний и представлений. На первый план выдвигается сам процесс рефлексии, постижения автором определённых сторон жизни, в котором ведущая роль принадлежит интуиции. «Безотчётное, стихийное, непосредственное чувство, основанное на предшествующем опыте и предсказывающее правильное понимание» (интуиция \\ словарь русского языка, 1957), подчиняет себе и направляет поэтическую мысль художника. В стихотворении А. Парщикова «Деньги» читаем:

.

У нас есть интуиция – избыток

Самих себя.

(Парщиков А. «Деньги» \\ Порыв. Новые имена: Сборник стихов. 1989)

.

Интуиция в трактовке А. Парщикова – это уникальное духовно-психологическое качество, позволяющее лучше понять мир, людей, самих себя, «скрытый, бессознательный первопринцип творчества (Фрейд)» (Философский энциклопедический словарь, 1989). Её значение втор проясняет, сопоставляя с другой, главной для многих ценностью – деньгами. Отношение к деньгам – это и оценка ,,стоимости,, человека, и ключ к постижению созданной им цивилизации. А. Парщиков использует фантастическое допущение, помещает лирического героя в некое условное измерение, где смысл существования определяют деньги, господствует культ наживы. Изображение на денежных купюрах приобретает объём, материализуется, оживает; попавший сюда герой стихотворения получает возможность постичь механизм установления и перераспределения финансовой, а с ней и всякой другой власти в мире. Проблема господства денег над душами людей тесто связывается с вопросом о будущем человечества, о перспективах исторического развития.

.

Aleksej parshhikov stihi

Мешок с деньгами, по представлениям поэта, определённым образом характеризует социально-экономический статус, а не внутреннюю сущность человека, не делает его богаче духовно. Напротив, культ мамоны предполагает поклонение «пустоте», так как деньги не имею какой-либо гуманитарной ценности. Доныне «духовная буржуазность» как «совершенно особый феномен, отличный от социальной буржуазности и не связанный обязательно ни с каким классом» (Бердяев Н. ,,Христианство и классовая борьба \\ Искусство Ленинграда. 1990),  стихотворения она чужда, отвратительна. Диктатуре трояка – червонца – четвертака, то есть бездуховности, меркантилизму, расчёту, узости, ограниченности умственного кругозора, противопоставляются бескорыстие, понимание и верность в человеческих взаимоотношениях, полёт творческой мысли. Господство «духовной буржуазности» автор не распространяет на людей, существующих в принципиально иной системе ценностей, понимающих прогресс как нравственное и культурное совершенствование человека:

.

Нас круговодит цель и замыкает в нас

Холодную личинку новой цели,

Дух будущего увлекает глаз;

Сравненье целей порождает цены.

.

Сравнение целей вечно собой неудовлетворённой, ищущей творческой личности и человека, всецело поглощённого наживой, вскрывает ущербность жизни, лишённой духовного начала, высоких стремлений, замкнутой на обогащении и потреблении. Преодоление «буржуазности души» А. Парщиков видит в обретении полноценного смысла существование, а приоритете духовных запросов над материальными потребностями человека.

Художник поэтизирует свободную, «многомерную», всесторонне развитую личность, обладающую тонкой душевной организацией, прочно устоявшимися нравственными принципами, уже на уровне интуиции способную постичь фальшь псевдоценностей и инстинктивно отшатнуться от них.

В стихотворении нет назидания, указывающего перста. Метафорический язык А. Парщикова придаёт произведению объёмность, пространственность, разомкнутость. По-видимому, автор рассчитывал на многовариантность прочтения «Денег» и не был бы против, если бы по его канве каждый «вышивал» в силу собственного разумения. Произведения поэта открывают для этого широкие возможности, чему способствует «блуждание» рефлексирующей мысли как основной структурообразующей принцип целого ряда стихотворений. Если в «Деньгах» она скитается в некоем фантастическом измерении, то в «Дачной элегии» скользит в реальности полуяви-полусна, вызванной размышлениями о «беге» жизни, неотвратимости смерти. Пространство стихотворения вглубь и вширь. В сознании героя переплетаются настоящее и прошлое, обыденное и фантастическое. Приморский дачный пейзаж неожиданно приобретает глобальный масштаб, описание наступающей ночи переходит в тревожно-загадочную символическую картину.

Герой стихотворения – властелин, пик жизни которого – сила и слава – позади. Он одинок и, кажется, несчастен, весь поглощён предстоящим расставанием с этим миром. Слух и зрение как бы помимо воли человека привычно «обшаривают» обжитое окружающее пространство, но мысли его заняты другим. Будто заведённая мина тикает в сознании героя: «Сила уходит». Речь идёт не только о силе жизни, постепенно оставляющей дряхлеющего человека, но и о том могуществе, которое давала власть, на что намекают обрывочные воспоминания:

.

Вспомни, начальник, как грело мерцанье посула –

Юность, ватага Катулла, загадка вина!

Можно махнуться любимыми в этом Египте

Или заочно для кайфа – скелетами,

Может быть, станет политика гибкой,

Но продолжал он указами драться с памфлетами.

Раньше был воздух рук вокруг, хоры с подносами,

С отвесными косами, напоминающими сверло,

Врачи со шприцами, пионерки с розами,

Таблетки японские, чтоб не развзло.

(Парщиков А. ,,Дачная элегия,,\\ Порыв. Новые имена)

.

Использование примет различных исторических эпох позволяет понять, что речь идёт не о какой-то конкретной личности, а об определённом человеческом типе – типе «хозяина» жизни, триумфатора и победителя, получившего от судьбы всё, что хотел. Однако уподобление героя Голему – «пробному», неудавшемуся Адаму, глиняному  великану, неспособному к речи и не обладающему душой, — свидетельствует о том, что перед нами, в сущности «недочеловек», лишённый гуманных чувств, возвышенных, благородных порывов, сомнений ищущего ума. Хотя автор и не пишет об этом, легко можно представить, чем оборачивалась для людей власть такого «начальника». Не случайно как его «наушница» упомянута леди Макбет.

.

Aleksej parshhikov pojet

.

Утрата власти для героя стихотворения равноценна концу жизни – он не знает, чем заполнить своё существование, не в состоянии заняться чем-то полезным, необходимым ему самому. «Надо бы точку поставить, а он запятую», — продолжает длить своё бессмысленное пребывание на земле, настигнутый новыми, непривычными переживаниями:

.

Всюду вечность мелькает, и от этой щекотки

Задыхается время и выбранный мною тип.

.

Контраст вечного – звёзд, моря, скал – и житейски-бытового «хлама», окружающего героя, проходит через всё произведение. Престарелый властитель начинает догадываться, что вечность ему не суждена. Природа как будто выталкивает его из своей среды:

.

А теперь вокруг пальца обводит его вода,

Исказясь, от него отвернулись камни.

.

Автор стремится напомнить: пустота прожитой жизни оборачивается бесследным растворением человека во времени и пространстве, как будто он никогда не существовал на земле. В полной мере феномен самораспыления оттеняет смерть гения, завершающаяся его воскрешением для бессмертия. Духовные и материальные ценности, созданные гением, становятся составной частью жизни не только современников, но и последующих поколений, достоянием всего человечества. Так, после смерти Леонардо да Винчи остались не только шедевры живописи, но и 7 тысяч страниц записных книжек и рукописей, в которых найдены чертежи «птицелёта», парашюта, вертолёта, подводной лодки, автоматического ткацкого станка, печатных и землеройных машин, металлургических печей, прокатных станов и т.д. Значение идеала обрела сама личность титана духа, соизмеряемая А. Парщиковым с явлениями космического плана:

.

<…> Когда уходил Леонардо,

В обмен насыщались народы, пейзажи щедро,

Его пропускали в себя оболочки и ядра,

Как сфера пытливая, от прогибался от ветра,

Наделяя величием свет, дирижабли, луны,

Он шёл, будто против взбешённой форсунки,

Шёл в гору и словно собою натягивал струны.

.

В изображении А. Парщиков Леонардо да Винчи как бы растворяется в природе и истории, наполняя собой, и, распадаясь «на атомы», вступает в новые связи с миром, меняя его облик. Он шагает в стихотворении прямо в небо, преодолев законы гравитации. Пример Леонардо – укор не только герою-антагонисту, но каждому, кто не в состоянии вырваться из-под власти собственных пороков, уродующей человека государственной системы:

.

Гравитация – вот кто! – нас держит на привязи.

В чуткой схваченности шелохнёшься едва.

.

«Гравитация» — сила деспотизма, косности, привычек, безволия, страха, мешающая воспарить духом, нарушить устоявшийся порядок вещей.

Путь преодоления «гравитации», согласно А. Парщикову, — в накоплении духовной мощи, позволяющей противостоять приземлённому существованию, уравновешивать трагедию ухода значимостью сделанного на земле. Этот путь-идея близок и другим метаметафористам. 

.

.

.

Views: 13

От admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Please disable your adblocker or whitelist this site!

Our advertising blocks are unobtrusive and will not interfere with viewing the text.

.

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы или занесите этот сайт в белый список!

Наши рекламные блоки ненавязчивые и не помешают просмотру текста.

Не копируйте текст!