Популярная артистка эстрады. Её лирические композиции обожала вся страна! Кратко биография певицы и история создания знаменитого шлягера – Майя кристалинская – Нежность (опустела без тебя земля).
.
.
.
.
В тысяча девятьсот тридцать втором году, двадцать четвёртого февраля, в семье Кристалинских родилась девочка, которую счастливые родители назвали красивейшим и нежным именем – Майя. Но, до рождения Майи, которую узнала вся страна, в семье уже был ребёнок, тоже девочка, которую тоже звали Майя, но родилась малышка в начале двадцатых годов и прожила всего два года ….
Папа девочки сочинял для развлекательных издания шарады, головоломки и ребусы, а свояк был режиссёром в музыкальном театре. На первый день рождения он подарил малышке маленькую игрушечную гармошку, с которой началась любовь к музыке будущей артистки. А потом Майе понравилось пение ….
В школе Майе легко давались все предметы: и литература, и история, и математика, и иностранный … Но больше всего ей нравилось петь и совсем скоро она оказалась в детском хоре Центрального Дворца Железнодорожников. А руководил хором – сам Дунаевский. В свой выпускной вечер, в июне тысяча девятьсот пятидесятого года, Майя, на манежной площади, перед случайно собравшимися людьми, исполнила несколько композиций, среди которых были «Синий платочек» и «Друзья-однополчане». А вот в следующий раз Майя пела уже перед публикой, когда была студенткой Авиационного института в Москве. В свои студенческие будни, она активно участвовала в творческой жизни института – была в самодеятельности.
.
.
Роковая ошибка Майи Кристалинской
.
Когда девушке исполнилось шестнадцать, и ей надо было получить паспорт, она заколебалась, как оформить в анкете пятую графу: по материнской линии она – русская, а по отцовской – еврейка. Спросила совета у лучшей подруги, а та не колебалась и ответила сразу, что национальность определяют по линии отца. Подружку завали Валентиной Котёлкиной, и была она доброй и отзывчивой, и любила свою подругу Майю, и никогда бы не посоветовала ей плохого, если бы знала, во что обернётся этот, «добрый совет» в будущем. Да и откуда ей было знать, что в шестидесятых на Гостелерадио появится новый председатель – С. Г. Лапин, который просто начнёт, в угоду Ленину, «зачищать» эфир и отлучит от телевидения и радио, только из-за национальности, любимую всеми артистку.
Подружки окончили институт в пятьдесят пятом году прошлого века, имея на руках синие «корочки» с указанной специальностью – «инженер-экономист». По распределению они отправились работать на завод авиации, что в Новосибирске. Страшно не было, что очень далеко от дома, ведь подружки вместе. А потом, в этом городе есть оперный театр, подружки обязательно его посетят!
Заместитель директора того завода, куда девушки пришли, встретил их крайне неприветливо.
– Из столицы значит …Из Москвы …
– Да. К вам, по распределению прибыли.
– Прибыли, так прибыли. Будете работать «выдавальщицами». То есть, рабочим, согласно списку, детали выдавать. В месяц – семьсот пятьдесят на руки будете получать. Вот анкета, оформляйтесь.
И сам ушёл …
Оплата не ахти, работа скучная на нет, да и ещё одна из проблем нависла над подружками – жить-то где? Замдиректора даже не обмолвился о жилье, даже о комнате в общаге. Над девушками сжалилась секретарша – предложила переночевать в «красном уголке». Переночевали на диване, а утром отправились к директору проситься обратно, домой.
– Нет! – рявкнул директор.
.
Правонарушение будущей артистки
.
А потом позаботился, чтобы девушкам выдали комнатку при бухгалтерии. Подружки быстро дали название своему жилищу – каземат. После рабочей смены подружки слушали по радио московские программы и плакали, вспоминая свой родной город. По утрам завтракали незатейливой едой, приготовленной наспех или купленной в местном магазине, и шли на смену. А на работе всё было чужим, отталкивающим, недоброжелательным: грязь в цеху, мат от рабочих, даже от женщин и смена … по 12 часов. И тут девушки придумали план спасения – побег. Собрав оставшиеся сухарики, пересчитав деньги – набралось десять рублей, подруги побежали к железнодорожному вокзалу и сели в общий вагон, а потом …
Девчата понимали, что за такое происшествие, их, конечно же, накажут, но и представить не могли, какая канцелярская заваруха последует! Директор завода отправил в Москву специальное ходатайство о том, чтобы беглянок привлекли к уголовной ответственности, так как они оставили место работы самовольно! На то время, это было очень серьёзное правонарушение! Как рабочих, так и инженеров, а ещё техников, из цеха не выпускали сутками, а тут такое! Но девчонок пожалели в Министерстве авиационной промышленности. Главным начальником тогда был рецензент дипломной работы Майи, и её проект был сдан на «отлично», вот он-то и решил не портить девочке биографию. После этого случая, главком походатайствовал, чтобы девчушек взяли на работу в столичное КБ генерального конструктора Яковлева.
.
.
На небольшом учебно-тренировочном ЯК-18А, мощностью в двести шестьдесят лошадиных сил, Майя с Валей стали учиться работать на новой должности: обсчитывали, чертили, проводили расчёты. А вот свой обеденный перерыв они проводили весело – устраивали концерты, да так, чтобы сбегались на него соседние цеха. Майя пела так, как мечтала, как того хотела. В эти годы народ смотрел по телеку безумного красивую, красочную картину о любви, аргентинскую новеллу – «Возраст любви». Тогда в ней только-только начинала свою карьеру актриса Л. Торрес. И вот Майя взяла в свой репертуар композиции из этой новеллы: пела она их и на русском, и на испанском языках, легко и непринуждённо. Это были песни «Не смотри на меня», «Коимбра», что переводится как – «Мой город родной, знаменитый». Зрители в восторге!
.
Как всё начиналось …
.
Конец июля – начало августа, год – тысяча девятьсот пятьдесят седьмой. Москва. Проходит мероприятие, которое можно сравнить разве что с планетарным событием! Шестой всемирный фестиваль молодёжи. На то время джаз не поощрялся, а всё-таки щегольнуть хотелось! ЦК комсомола дали поручение молодому композитору Саульскому Ю. создать такой оркестр джаза, чтобы зарубежные коллеги обзавидовались. Юрий уже был наслышан о голосах юных работниц цеха КБ и пригласил девчат к себе. Коллектив был собран, но все солисты не были профессионалами, поэтому работа закипела бурно, напряжённо и, в какие моменты, с ссорами. Зато выступили великолепно и даже стали лауреатами! Восьмого августа, а это день выдачи наград, в местной газете «Советская культура» появилась критическая, просто разгромная статья, под названием обидным на то время – «Музыкальные стиляги». Управленца оркестром – Юрия – просто «избили» в этой статье. В статье говорилось, что «герой» оркестра не играл, а заигрывал со зрителями, а тромбоны рявкали, саксофоны громыхали и выли, ударные инструменты грохотали. Как говорилось в статье, что зрителю хочется видеть свой народ, представителей культуры СССР, а что в итоге? А в итоге они увидели досадное выступление каких-то штампованных «штучек», которые исполняли подслушанные песни на американский манер и играли какие-то джазовые приёмы. А их манера исполнения просто отвратительная! Грубо и крикливо, физиологически неприятно. Мол, зрители, с отвращением наблюдали за утрированными стилягами, волосатыми и в узких брючках, которые вихляли на сцене … Короче, видно было, что статья заказная. Но кто заказал? Как оказалось, это были композиторы, чьи песни оркестр тогда не сыграл. Досадно… Саульский получил оргвыговор, всех солистов выгнали из Дома искусств. Кто куда смог устроиться на работу. Лучшего саксофониста – Гараняна, тогда спасли – его к себе на работу взял Лундстрем. А вот Майя вышла замуж …
Политехнический музей проводил праздничный вечер и пригласил всех участников Всемирного фестиваля. Среди приглашённых: джаз ЦДРИ, коллектив Первого Мединститута, а солистом был у них А. Арканов. Арканов – будущий сатирик, а ныне терапевт, сразу обратил внимание на молоденькую красавицу. Друг Аркадия тогда подтрунивал: «Слабо подойти и познакомиться?». Нет, не слабо. Не только познакомился, но и в ресторан пригласил. А проводив до дома, сразу назначил следующее свидание. А потом друг снова стал подтрунивать: «Ну а жениться на ней слабо?». Хм, Аркадию было двадцать четыре, разве в этом возрасте вообще бывает что-нибудь слабо? Сделал предложение, а спустя два дня молодая пара подала заявление в ЗАГС. Аркадий ничего не сказав родителям о свадьбе, лишь после росписи в ЗАГСе, первого июня, показал маме обручальное кольцо на пальце …. Мама в шоке!
Свадебный вечер был скромным: родители и самые лучшие друзья. Папа Майи шутил на свадьбе: «Все знают Райкина Аркадия, но теперь узнаю и о Майкином!». Но веселья не было…. Тогда, чтобы никто не скучал, папа Майи выдал гостям свои ребусы, и свадьба превратилась в вечер головоломок.
Отношения молодожёнов с родителями не складывалось. Жить было негде и супруги нашли комнатку возле метро «Аэропорт», в коммуналке, за которую платили пятьдесят рублей в месяц. Но и в супружеской жизни всё было не гладко, как говорил сам Арканов: между ним и супругой пробежала кошечка. Первой причиной ссор супругов было – не совпадение взглядов на искусство. Арканов сетовал, что у Майи нет специального музыкального образования, и что она человек тёмный, словно бы, деревенский. То, что голос неплохой, дан самой природой, и что он магически действует на слух слушателя – этого мало. Но Майя не слушала, ведь супруг – сам не специалист, чтобы такое говорить. Единственное, что такие упрёки больно ранили молодую артистку. А тут ещё один удар. Известный пианист Цфасман написал гневную статью в газету на эстрадную тему, и в качестве примера, «припечатал» Майю. Прочитав её, артистка скомкала газету и отыскала в своей коллекции виниловых пластинок, музыку данного пианиста. Сломав их все об колено, вместе с комком газеты, выбросила всё в окно. Прошло десять месяцев супружеской жизни, когда из комнаты, с сумкой в руках, Аркадий ушёл … Был день выборов, он решил заехать к своим родителям, и там проголосовать. Майя спросила, когда он вернётся, на что супруг ответил – наверное, никогда. Своё слово он сдержал.
Прошли три обязательных года отработки на КБ и Майя ушла, ведь она ощущала себя не инженером, а профессиональной певицей. Она ездила на гастроли, выступала с оркестром Лундстрема, её знал и любил весь Советский Союз. Композиции, ею исполняемые, показывали по тв и радио, и даже в кино. На одной сцене она выступала с такими мэрами, как Бернес, Кобзон, для неё писали песни Пахмутова и Островский, Колмановский …
Но, вновь не всё гладко. В СССР человек не имел права грустить, по этой причине, артистку не единожды от телевидения отлучали, она-то исполняла лирические песни!
А вот песня «В нашем городе дождь», которую для певицы написали Евтушенко с Колмановским, настолько «понравилась» критикам, что в газете «Советская культура» посвятили огромную статью – полнейших крах и разгром, потому как композиция пессимистическая и в ней полная беспросветность, не говоря уже о том, что автор той статьи смог даже в песне отыскать – «пошлую интонацию». Выступление артистки описывалось как – полный диссонанс в жизни радушных и весёлых граждан; мещанская интонация и сентиментальность, лирика с пошлыми оттенками, да вообще, песня не имеет ничего общего с общественностью и современным временем. Увы, такие песенки нравятся лишь тем, кто имеет душевный надрыв, а такой недуг – требуется лечить!
.
.
И даже после такого «разгрома» её исполнения, она смогла вернуться на Шаболовку, а помог ей А. Островский. И исполнить она смогла новую песню! «А у нас во дворе», которую написали Островский и Ошанин, исполнил Кобзон, а вот женскую партию – Кристалинская. В итоге, получился некий «дворовый цикл» шлягеров.
.
Фатальный поворот карьеры…
.
А вот случай с Великановой, и вовсе стал для карьеры Майи фатальным … Обоим певицам предложили поучаствовать в концерте Театра Эстрады. Гелена согласилась, дав одно условие – ей отдадут вторую часть концертной программы, а для Майи – первую. Так поступили. Майя исполнила свои песни и, как говорится, «взяла зал», а «жару оваций» превзошла Великанову. Гелена такого простить не смогла и решила отомстить. На одном из худсоветов она проголосовала против того, чтобы Кристалинской присудили звание заслуженной певицы. Артистке не давали эфиры, не разрешали петь, и всё равно она не пала духом. Майя писала статьи в «Вечернюю Москву», делала переводы; она даже сделала перевод книги Марлен Дитрих, которая называется «Размышления».
И вот, пришёл период выездных концертов в глушь… Майе стали давать концерты, но в глубинках, в сельских клубах без отопления, в колхозах. Она не смела отказаться, потому как её любили везде, не только в столице. Она месила ногами грязь, во время исполнения замерзала, но знала – поёт для людей, которые ей рады. Города, сёла, клубы меняли друг друга, а у певицы одна за одной выходили в свет пластинки. Страна обожала песни «Царевна-несмеяна», «Тишина», «У тебя такие глаза», «Возможно», «Спасибо, аист», «Скоро август» и прочие, и прочие. А пластинка, на которой была композиция «Два берега» разошлась по СССР тиражом в семь миллионов экземпляров! И это в то время, когда проигрыватель виниловых носителей был большой редкостью и не в каждой семье имелся.
.
.
Многим Майя запомнится с шейным платочком – неизменный атрибут артистки, который подогревал интерес зрителя. Об этом платочке ходило масса слухов: подарок возлюбленного или дорогая вещица родного человечка? И лишь близкие люди знали правду… В середине тысяча девятьсот шестидесятых годов артистке поставили страшный диагноз – рак лимфожелезы. Узнав о заболевании, Майя смеялась и плакала, страдала и надеялась на лучший исход. Практически после каждого выступления певице надо было проходить длительное лечение: её оперировал Вишневский, терапия у лучших гематологов, облучение, химиотерапия. А её супруг (замуж она вышла повторно, в конце тысяча девятьсот шестидесятых; мужем стал архитектор Э. Баркль) следил за ходом лечения, он прослеживал все ли предписанные медикаменты принимает Майя. Детей у супругов, по понятным причинам, не было, но от этого их жизнь не омрачалась: жили весело, интересно и о плохом старались не думать; любили принимать гостей, путешествовать и развиваться творчески.
Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого года, ранним летним утром, супруги должны были отправиться на курорт, но Эдуард разбудил Майю в шесть утра словами: «Мне очень плохо». Он потерял сознание в карете «Скорой помощи», а спустя пять суток умер. После смерти мужа Майя потеряла смысл в жизни, ей всё было безразлично и неинтересно. Она сама стала «таять» на глазах: ухудшилась речь, стали неметь и отказывать руки и ноги. Тысяча девятьсот восемьдесят пятого года, весной, артистка и вовсе онемела, она плакала сутками напролёт, а спустя год, в день, когда хоронили Эдуарда – девятнадцатого июня – Майя умерла. Умерла в больничной палате …
.
.
Тысяча девятьсот шестьдесят шестой год, конец года, телеведущий обратился к зрителям с просьбой – назвать лучшего певца года! Большинство выбрало Майю Кристалинскую, ведь в этом году она спела свою легендарную песню – Нежность….
Её многие пели, но именно в «Золотом фонде» она осталась за Майей.
.
.
На могиле великой исполнительницы написана эпитафия:
«Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься – и опять споёшь».
.
.
История создания великой композиции – “Нежность”
.
.
.
Майя Кристалинская – Нежность…
.
.
.
.
Не только в России песню с удовольствием слушают, её любят во всём мире. Перешагнув границы родной земли, песня покорила сердце гитариста классической музыки Френсиса Гойя. Он создал девять инструментальных интерпретаций данной музыки. Полюбила этот шлягер и кубинская певица Лурдес Гиль, её она спела на родном испанском языке. Спела на французском хит Фрида Боккар.
.
.
.
.
Но, буквально заворожил зрителя, исполняя песню «небесным» голосом экс-солист группы «Modern Talking» Томас Андерс. Он исполнил её в мужском варианте и… действительно это было восхитительно.
.
Майя Кристалинская Нежность: Два варианта «Нежности»
.
.
У этой композиции существует два варианта исполнения: для женщин и мужской вариант. Женскую версию пели Кристалинская и Анна Герман, и называлась песня просто – «Нежность». А мужская версия называлась – «Твоя нежность», и имела ту же музыку, но иные слова, которые были созданы в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году, и написали их Добронравов и Гребенников. Впервые мужскую версию «нежности» спел Юрий Гуляев, а продолжил традицию исполнений «Твоей нежности» ансамбль под руководством Плоткина М. – «Надежда».
.
.
Майя Кристалинская – Нежность. Два варианта.
.
.
.
.
.
.
Майя Кристалинская – Нежность: текст песни с нотами
.
.
.
.
.
.
Майя Кристалинская “Нежность” – ВИДЕО: Опустела без тебя земля ….
“Старые песни о главном”
.
.
Из к\ф “Три тополя на Плющихе”
.
.
Майя Кристалинская – Нежность (Опустела без тебя земля)
.
.
Майя Кристалинская – Нежность. Караоке.
.
.
Нежность – М. Кристалинская (Ноты для фортепиано) (piano cover)
.
.
.
.
Views: 38