Тематическое направление – «Любовь», 11 класс. Итоговое сочинение по произведениям Горького – 11 класс.
.
.
В раннем творчестве, прозаик и драматург, пред читателем предстаёт, как романтик. Романтизм предусматривает утверждение самобытной личности; герой рассказов может выступать один на один с жестоким миром; персонажи соответствуют действительности, отчего сами выдвигают миру исключительные требования. Действующие лица повестей и рассказов Горького, всегда на порог выше того общества, коим отвергнуты.
Этими мерами и обеспечивается исключительность героя, его типичность для романтического стиля произведений Горького: его герои одиноки, потому как окружающие их люди, не принимают ни манеру поведения и взгляд на жизнь персонажа.
Такими мы видим героев ранних произведений Горького. К примеру, Макар Чудра, старый умудрённый цыган, в романтическом рассказе предстаёт перед читателем в таком пейзаже: вокруг цыгана «мгла осенней ночи», она «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – безграничное море». На фоне этого пейзажа, автором изображается и старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, разрывал волосы женщины в фантастические гривы…»
Цыган уверен, что тот человек, который сам себя обрёк на рабскую участь, не понимает и не желает видеть самого главного в жизни: не ведает он, что такое воля, не хочет любоваться ширью необъятной степи! А ведь только свобода наполняет человеку смыслом, добротой и счастьем. Вот о таких-то людях и повествуется в легенде, которую цыган далее рассказывает.
.
.
История двух любящих цыган, необычная, захватывающая, страстная и имеющая, увы, трагическую концовку. Финал вызван вовсе не обстоятельствами в их жизни … нет, он вызван характерами молодых людей, тем, как они относились к своей жизни. А относились они к ней поверхностно, не зная преград и препятствий: нет ревности, нет социального неравенства, нет подлости, нет зависти … Они ничего такого не ведали. Да, они любили. Их чувство друг к другу подлинное, глубокое, сильное … Но, каждый из них, более всего любит свободу! И эта любовь, которая перехлестнула всё вокруг, не позволяет каждому из них подчиниться. Их чувство попадает в тупик, который они сами же для себя и создали. Разрубить узел замкнутого круга, смогла лишь смерть. Такое решение принял мгновенно Лойко – он убил Раду на глаза её отца и всего табора, а потом и сам погибает от рук цыгана. Но, умирая, девушка его не проклинает, а благодарит и улыбается.
Оба героя были сильными и свободолюбивыми, гордыми и властными и им не свойственно жить тихо, создавать семейный очаг. Такая жизнь не для них! Оба погибли, оба утвердили свободу смертью своей. И их погибель небесполезна, это подвиг … во имя любви.
Свобода – слово, которое часто встречается в произведениях Горького. Стремятся к ней герои легенды, которую рассказывает Изергиль, старая молдаванка …
Подвиг, совершённый этими героями, совсем не связан со словом – счастье. Данко так же стремился познать свободу, и это стремление порождала любовь к народу своего племени. Его племя загнали вглубь, в темень непроходимого леса враги, злые и жестокие люди. Не смог спокойно наблюдать он за страданием народа, поэтому и решил вывести людей к свету.
Любовь главного героя легенды – всеобъемлющая. Он прекрасно понимал, что ступил на ступеньку – степень нравственной высоты, и теперь надо преодолеть несправедливость, жестокость и обиду. Данко пошёл на подвиг, ради любви к человечеству, он пожертвовал своей жизнью. В отличие от Ларры, он всего на миг, ослепительный и краткий, но познал счастье!
Тема смерти и свободы, доброты и любви, самопожертвования присутствовали в каждом романтическом рассказе Горького. Каждая тема сплетается с другой, тем самым глубоко взаимосвязываясь и раскрываясь в произведении.
Каждый герой в произведении, ради любви, шёл на подвиг, финал которого – летальный исход. Смерть в конце рассказа – необходимость; ею автор подчёркивал преданность идее и исключительность идеала.
.
Пример – Итоговое сочинение по произведениям Горького для 11 класса. Удачи!
.
.
Views: 10